Kuzey Kıbrıs Türk Cumhuriyeti Ortodoks Derneği
+9 0533 848-61-95
info@pravkipr.ru

РПЦЗ: краткая каноническая справка

РПЦЗ: краткая каноническая справка

Синод РПЦЗ

Краткая справка О каноничности Русской Православной Церкви Заграницей

Каноничность Церкви происходит из трех составляющих:

I. Православного вероучения, содержащегося Церковью неизменным со времен Апостольских до наших дней.

II. Преемственности передачи благодати от времен Апостольских до наших дней.

III. Неотделенностью от тех христиан, которые неизменно соблюдают первые два условия:

а) принадлежность РПЦЗ к Поместной Российской Церкви (канонический Акт (Томос, Указ) каноничной, Автокефальной, обладающей правом дарования, Матери-Церкви, о даровании автокефалии, автономии или самостоятельности новообразуемого ВЦУ).

б) ее принадлежность к Вселенскому православию (признание канонического Акта Матери-Церкви со стороны других Поместных Церквей; принятие новой юрисдикции в общение другими Поместными Церквями).

I. Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ) всегда исповедовала веру Апостольскую, Отеческую, Православную, веру, утвердившую Вселенную, и ни в чем от этого исповедания не отступила.

Русская Зарубежная Церковь анафематствовала новшества, которые пытались и пытаются привнести в православие его враги: ересь экуменизма и грех сергианства. [1]

II. Вопрос преемственности передачи апостольской благодати в РПЦЗ не ставится под сомнение. РПЦЗ получила право на образование своего управления в 1920 году от Высшей инстанции церковной власти — Патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего Церковного Совета, которые канонично представляли Полноту Российской Поместной Церкви, которая и является для РПЦЗ Матерью-Церковью. В 1920-е годы РПЦЗ признали практически все Поместные Церкви, с представителями которых имели место сослужения и участие в совместных хиротониях епископата. [2]

III. Этот вопрос требует более подробного рассмотрения. Требуется разъяснить а) принадлежность РПЦЗ к Поместной Российской Церкви и б) ее принадлежность к Вселенскому православию.

а). РПЦЗ всегда исповедовала и исповедует себя не полнотой, а ЧАСТЬЮ Поместной Российской Церкви.Таких частей исторически, в силу внешних, политических, обстоятельств, образовалось три: РПЦЗ, Катакомбная Церковь на территории СССР и официальная, приспособившаяся к советской власти, Московская Патриархия. Разделение Русской Церкви на эти три части имеет политические причины, от Церкви независимые. РПЦЗ оказалась отрезана от Церковного Управления в Москве линией фронта (а позже — «железным занавесом»), из-за чего между ними не могло быть никакой связи. По этой причине, в 1920 году высшей инстанцией церковной власти в Москве, возглавляемой Патриархом Тихоном, был издан Указ №362, который предписывал в таком случае организовать самостоятельное церковное управление. [3] Что и было исполнено: образовано Высшее Церковное Управление (ВЦУ), состоящее из двух подразделений — Архиерейского Синода и Высшего Церковного Совета (в состав которого, кроме архиереев, входили также священники и миряне). В 1922 году Патриарх Тихон, под давлением богоборческой власти, издал Указ о роспуске ВЦУ. РПЦЗ подчинилась и упразднила ВЦУ. Для преобразования заграничных приходов в соответствии с волей Патриарха Тихона был образован Временный Синод. Однако Патриарх Тихон не требовал далее преобразований церковного управления за границей и признавал постановления и законность этого Синода (который позже был преобразован в постоянный) и который является с тех пор по сегодняшний день каноничным управляющим органом РПЦЗ. [4]

РПЦЗ всегда подчеркивала, что хоть она отделена от Русской Церкви, оставшейся на своей территории, но духовно и канонически они одно целое. Центральное Церковное Управление Российской Церкви (бывшее для РПЦЗ Матерью-Церковью) прекратило свое существование со смертью Местоблюстителя Митрополита Петра в 1937 году (и других двух иерархов, имевших Соборные полномочия в неординарных условиях возглавить Русскую Церковь — Митрополитов Кирилла и Агафангела). Канонически восстановлено оно может быть только на свободном Поместном Всероссийском Соборе, о котором всегда говорили в РПЦЗ и Катакомбной Церкви. Такого свободного Поместного Собора, собравшего воедино части Русской Церкви и подведшего итог советских гонений, по сей день не было.

Нынешняя Московская Патриархия образована таким способом: преследуя свои политические цели, в 1943 году Иосиф Сталин созвал «церковный собор» из подконтрольных иерархов, который, избрав «патриарха» («согласованного» Сталиным), якобы, учредил высшую инстанцию Церковной власти Российской Православной Церкви (нынешнюю т.н. Московскую Патриархию). РПЦЗ и Катакомбная Церковь не признали это деяние советской власти. В дальнейшем РПЦЗ не признала ни одного из «советских патриархов», о чем принимались соответствующие постановления. [5]

Каноническое размежевание с образованной в 1943 году так называемой Московской Патриархией (частью Русской Церкви, административно возглавляемой вернувшимся из обновленчества митрополитом Сергием /Страгородским/), произошло еще в 1927 году. Митрополит Сергий, вступив в сговор с богоборцами, издал печально известную Декларацию, выразил лояльность и подчинился советской власти, выполняя абсолютно все ее требования. Одним из неприемлемых для христиан, было требование подчинения РПЦЗ безбожной власти в СССР. РПЦЗ не могла вместе с митрополитом Сергием, предав Христа, пойти в услужение богоборцам и вынуждена была отказаться от канонического общения с митрополитом Сергием (тем более что возглавляемое им управление носило временный и переходный характер, и не могло претендовать на каноничную полноту Высшей Церковной власти). [6]

Московская Патриархия, кроме греха сотрудничества с богоборческой властью (что мы именуем «сергианством») стала исповедовать ересь экуменизма. Эти два препятствия (сергианство и экуменизм) стали непроходимой стеной между РПЦЗ и МП. Отныне РПЦЗ могла стать единой с МП только при условии отказа последней от этих двух препятствий. Позже к этим препятствиям прибавилась открывшаяся бездна духовного падения епископата МП, одержимого пороками гомосексуализма, разврата, стяжательства и мошенничества.

РПЦЗ всегда оставалась единой с Катакомбной Церковью в советской России, о чем неоднократно официально заявляла. Когда открылась возможность, РПЦЗ соединилась с некоторой частью Катакомбной Церкви, которая вошла в подчинение Синоду РПЦЗ.

б). Принадлежность РПЦЗ к Вселенскому Православию обусловлена тем, что полнота Русской Православной Церкви (частью которой является РПЦЗ) принадлежит Вселенскому Православию.

Разделенность РПЦЗ с иными Поместными Церквями обусловлена также тем, что иные Поместные Церкви подвержены таким же каноническим недугам, что и Московская Патриархия. Окончательные взаимоотношения с другими Поместными Церквями могут быть установлены только после Поместного Собора Российской Церкви, который восстановит полноту Поместной Российской Православной Церкви.

В 2007 году часть РПЦЗ (возглавляемая митрополитом Лавром) вошла в состав МП без покаяния последней в экуменизме и сергианстве (таким образом, также став виновными в этих канонических нарушениях). [7] В законодательных актах РПЦЗ была предусмотрена ситуация на случай, если ее Синод прекратит существование.[8] Оставшийся на традиционных позициях РПЦЗ епископ (ныне митрополит) Агафангел, храня долг верности духовному и каноническому наследию РПЦЗ, исполнил предписание Соборов 1934 и 1959 годов. Был созван высший орган управления РПЦЗ — Всезарубежный Собор, который восстановил каноничное управление нашей Церкви. [9] Церковное управление, возглавляемое митрополитом Лавром, будучи частью МП, наложило прещение на епископа Агафангела (не по каноническим причинам, а за его отказ войти в состав МП). Однако РПЦЗ никогда не признавала законными никакие акты и прещения, исходящие из МП (в свое время этой организацией был подвергнут прещениям весь епископат РПЦЗ, начиная с ее Первоиерарха митрополита Антония, но в 2007 году все эти прещения были признаны самой же МП недействительными).

+++

Таким образом, канонический статус РПЦЗ сегодня такой же, какой был у нее всегда: РПЦЗ образована не в результате раскола, а по постановлению Высшей Церковной власти Русской Церкви в 1920 году. В историческом пути РПЦЗ нет эпизода, когда бы она самочинно откололась от полноты Русской Православной Церкви. РПЦЗ и МП разделяют друг от друга ересь экуменизма и грех сергианства (который привел, в частности, к глубокому нравственному падению епископата МП).

РПЦЗ ВСЕГДА БЫЛА И ПРОДОЛЖАЕТ ОСТАВАТЬСЯ СВОБОДНОЙ И ЗДОРОВОЙ ЧАСТЬЮ ПОМЕСТНОЙ РОССИЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

+++

Нас мало, но Господь сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18.20) и «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк 12.32).

Нас упрекают в том, что мы не имеем общения с другими Поместными Церквями. Но мы и не должны стремиться к такому общению. Наш вопрос ограничивается границами Поместной Российской Православной Церкви, и только после окончательного решения этого вопроса на Поместном Соборе, можно будет говорить об отношениях с другими Поместными Церквями.

Говорят, что нас никто не признает. Это неправда, мы не сами о себе свидетельствуем. О нас, как об исторической РПЦЗ, свидетельствуют Старостильные Церкви Греции, Болгарии и Румынии, бывшие в общении с РПЦЗ до разделения 2007 года, а также Иерусалимский Патриарх Ириней. Мы дорожим общением с этими Церквями, потому что они объединяют истинных христиан, как по вере, так и по нравственной жизни. Мы дорожим свидетельством о нас Иерусалимского Патриарха — законного главы Поместной Иерусалимской Церкви.

ПРИМЕЧАНИЕ

[1] Согласно 15 правилу Двукратного Константинопольского Собора: Отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденныя святыми соборами или отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборного рассмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство церкви, но потщились охранити церковь от расколов и разделений. Поскольку ересь экуменизма, укореняющаяся на сегодняшний день в Поместных Церквях, утверждает, что Церковь Христова должна объединить в себе всех еретиков, в том числе и ОТЛУЧЕННЫХ ВСЕЛЕНСКИМИ СОБОРАМИ, данное правило прямо предписывает «оградить себя от общения с глаголемыми епископами».

[2] Некоторые факты, свидетельствующие о признании РПЦЗ представителями других Поместных Церквей:

— акт формального признания ВЦУРПЦЗ и наделение ее статусом эпитроции Константинопольской Патриархией утвержден Указом Местоблюстителя Вселенского Патриаршего Престола Митрополитом Дорофеем Брусским от 2 декабря 1920 года;

— Первый Всезаграничный Собор в 1921 г. проходил под председательством Сербского Патриарха Варнавы;

— Иерусалимская Патриархия канонически на 50% происхождения от РПЦЗ, т.к. в 1921 г. архиеп. Анастасий (Грибановский) вдвоем с Патриархом Дамианом хиротонисали Синод Иерусалимской Патриархии в новом составе;

— митр. Антоний (Храповицкий) участвовал в интронизации Патриарха Румынского Мирона (Кристя) 1 ноября 1925 г.;

— Собор Сербской Церкви 6 декабря 1927 года издал Постановление, ссылаясь на 39 правило VI Вселенского Собора, о каноничности пребывания независимого от нее Управления РПЦЗ на территории Сербии: «По канонам Святой Православной Церкви, когда православная иерархия со своей паствою вследствие гонений перейдет в беженство на территорию другой Церкви, она имеет право самостоятельной организации и управления. Вследствие этого таковое право необходимо признать и за Русской церковной иерархией на территории Сербской Церкви».

— в сан митрополита владыка Анастасий (Грибановский) был возведен Сербским Патриархом Варнавой в 1935 г.

— также о признании РПЦЗ свидетельствует многочисленная переписка Председателя Синода РПЦЗ с главами других Поместных Церквей.

[3] ПОСТАНОВЛЕНИЕ Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного Совета Православной Российской Церкви от 7/20 ноября 1920 года за № 362:
(…)

2) В случае, если епархия, вследствие передвижения фронта, изменения государственной границы и т. п. окажется вне всякого общения с Высшим Церковным управлением или само Высшее Церковное управление во главе со Святейшим Патриархом прекратит свою деятельность, епархиальный Архиерей немедленно входит в сношение с Архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях (в виде ли Временного Высшего Церковного Правительства или митрополичьего округа или еще иначе).
(…)

[4] Этот Синод управлял всеми русскими приходами по всему миру, на территориях, неконтролируемых советской властью: в Европе, Северной и Южной Америке, на Ближнем и Дальнем Востоке, в Китае (до 1945 года), Австралии, Новой Зеландии, Святой Земле, русскими монастырями на Афоне, миссией в Урмии, русским приходом в Тегеране, образованными русскими эмигрантами приходами в Африке. Впоследствии под воздействием советской власти и масонов, от РПЦЗ откололась часть приходов в Европе (подчиняющиеся митрополиту Евлогию) и в Америке (подчиняющиеся митрополиту Платону).

[5] Весь епископат Московской Патриархии (до 1990 года) рукоположен под присмотром и с одобрения богоборческой власти, для которой «кадровый вопрос» имел первостепенную важность (в нем не допускалось никаких компромиссов), и которая ставила на епископские кафедры только своих агентов или людей скомпрометированных и полностью ей подконтрольных. Этот прямо противоречит церковным канонам: «Аще который епископ, мирских начальников употребив, чрез них получит епископскую в церкви власть: да будет извержен и отлучен, и все сообщающиеся с ним» (Правило св. Апостолов 30). В этом грехопадении епископат МП не покаялся.

[6] Митрополиту Сергию не были даны Церковной полнотой права, позволяющие принимать решения, жизненно важные для всей Церкви. Он был, канонически, секретарем при митрополите Петре, в полномочие которого входила только поддержка канцелярии в период ареста Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Петра. Митрополит Сергий самочинно, с помощью советской власти, присвоил себе права Патриарха при живом митрополите Петре. Полнота Русской Церкви таких прав митрополиту Сергию не предоставляла.

[7] Уния части РПЦЗ и МП была совершена в обход соборности РПЦЗ, поскольку ни Всезарубежный Собор 2006 года, ни последующий за ним Архиерейский Собор, такого постановления не принимали. Окончательное решение об унии было принято незаконно (неканонично) Синодом РПЦЗ в сентябре 2006 года пятью голосами, при том, что один из архиереев на постановлении написал: «Я не согласен с данным решением».

[8] Собор РПЦЗ 1959 года Протокол 21 Параграф 18:

ХVIII. Епископ Никон докладывает, что некоторыми Преосвященны­ми возбуждался вопрос о необходимости иметь определение, ко­торое указывало бы, как следует поступить в случае таких мировых событий, которые разобщили бы отдельные епархии от Архиерейского Синода. В связи с этим Синодальная Канцелярия представила следующий акт, подписанный Блаженнейшим Митрополитом Антонием 31 августа 1934 года:

«Постановление Архиерейского Собора Русской Заграничной Церкви на заседании 31 августа 1934 г. в Сремских Карловцах (Югославия). Обсудив вопрос о дальнейшей деятельности Рус­ского Заграничного Архиерейского Синода и принимая во внимание возможность самых неожиданных событий, которыми изобилует настоящее время, Собор Архиереев Русской Церкви За­границей перед расходом своим постановил: в случае, если по каким либо причинам Архиерейский Синод Русской Загра­ничной Церкви вынужден был бы прекратить свою деятельность, на обязанности старейшего иерарха, находящегося в условиях, не стесняющих его действия, лежит созвать в возможно скорое время новый Синод, а если возможно и Собор, в том месте, которое окажется наиболее удобным. До того времени каждый иерарх Русской Зарубежной Церкви сам бы управлял своей паствой по архипастырской совести и разумению. Настоящее по­становление оглашению не подлежит.

Председатель Собора: Митрополит Антоний».

Постановили: Определение Собора Епископов от 31 августа 1934 года оставить в силе, приняв его к сведению и РУКО­ВОДСТВУ.

[9] Это решение было поддержано Иерусалимским Патриархом Иринеем, а также Старостильными Церквями Греции, Румынии и Болгарии, с которыми у РПЦЗ было восстановлено общение с 1994 года.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *