Kuzey Kıbrıs Türk Cumhuriyeti Ortodoks Derneği
+9 0533 848-61-95
info@pravkipr.ru

Приходская газета №02 2020г.

Приходская газета №02 2020г.

Газета «Православие на Северном Кипре»

ПРАВОСЛАВИЕ

на Северном Кипре

www.pravkipr.ru

Подписаться на рассылку газеты по емейл:

Скачать газету в формате PDF

Скачать

Сретение Господне

15 февраля 2020 года

Северный Кипр, Кипр, действующая церковь на Северном Кипре

Православные христиане празднуют Сретение 15 февраля по новому стилю. Вы можете посетить праздничные богослужения на Северном Кипре, которые пройдут в церкви Пресвятой Богородицы в деревне Арапкей:

  • 14 февраля в 17:00 – Всенощное бдение;
  • 15 февраля в 10:00 – Часы. Божественная Литургия (исповедь и причастие).

Ознакомиться с подробным расписанием богослужений на февраль 2020 года русского православного прихода РПЦЗ во имя святителя Спиридона Тримифунтского на Северном Кипре можно на веб-сайте www.pravkipr.ru или по телефону 0533 848-61-95.

Что означает слово «Сретение»?

Самый частый вопрос, который можно услышать по поводу Сретения: «Так, хорошо, сегодня Сретение. А что это такое?»

Сретение Господне — один из Двунадесятых праздников христианской Церкви, то есть главных праздников церковного года. Это непереходящий праздник, в Русской Православной Церкви он отмечается 15 февраля.

В переводе с церковнославянского «сърѣтение» — «встреча». День Сретения — точка во времени, где встретились Ветхий и Новый Заветы. Древний мир и христианство. Произошло это благодаря человеку, которому в Евангелии отведено совершенно особенное место. Но обо всем по порядку.

Очистительная жертва от Пречистой Девы

15 февраля мы вспоминаем события, описанные в Евангелии от Луки. Сретение произошло через 40 дней после Рождества Христова.

У иудеев того времени было две традиции, связанных с рождением в семье ребенка.

Во-первых, женщина после родов не могла появляться в Иерусалимском Храме сорок дней (а если родилась девочка — то и все восемьдесят). Как только срок истекал, мать должна была принести в Храм очистительную жертву. В нее входила жертва всесожжения — годовалый ягненок, и жертва во оставление грехов — голубка. Если семья была бедной, вместо ягненка тоже приносили голубку, получалось «две горлицы или два птенца голубиных».

Во-вторых, если в семье первенцем был мальчик, родители на сороковой день приходили с новорожденным в Храм — для обряда посвящения Богу. Это была не просто традиция, а закон Моисеев: его иудеи установили в память исхода евреев из Египта — освобождения от четырехвекового рабства.

И вот, Мария и Иосиф прибыли из Вифлеема в столицу Израиля Иерусалим. С сорокадневным Богомладенцем на руках они ступили на порог Храма. Семья жила небогато, поэтому очистительной жертвой Богородицы стали два голубка. Пречистая Дева решила принести жертву из смирения и уважения перед иудейским законом, несмотря на то, что Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия. 

Встреча в Иерусалимском Храме

После совершения обряда Святое Семейство уже направлялось к выходу из Храма, но тут к ним подошел древний старик, пожалуй, самый старый человек в Иерусалиме. Его звали Симеон. В переводе с древнееврейского «šim’on» значит «слышание». Праведник взял Младенца на руки и радостно воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:29-32).

По преданию, на момент встречи со Христом Симеону было больше 300 лет. Он был уважаемым человеком, одним из семидесяти двух ученых, которым поручили перевести Священное Писание с еврейского на греческий. Перевод Септуагинты был сделан по просьбе египетского царя Птолемея II Филадельфа (285—247 до н. э.).

Смысл праздника Сретения

Святитель Филарет (Вознесенский), митрополит Нью-Йоркский и Восточно-американский, 3-й Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей.

Празднуем праздник Сретения Господня, с которым связано, как мы знаем, трогательное церковное предание, о котором вспомним еще раз ныне. Это Предание говорит, что задолго до Рождества Христова, за несколько сот лет, умный и любознательный египетский царь Птоломей пожелал иметь у себя, в Египте, текст Священного Писания Ветхого Завета и постарался достать его в еврейском народе, в Палестине. Он просил Первосвященника, как духовного главу народа еврейского, чтобы ему был предоставлен этот текст в соответствующем переводе.

Святитель Филарет (Вознесенский)Первосвященник, как говорит предание, поручил это дело семидесяти старцам, ученейшим знатокам закона и Священного Писания. Они взялись за это дело. Было это, говорит предание, за 270 лет до Рождества Христова. Одним из этих старцев-переводчиков Священного Писания был старец Симеон, уже тогда старец. Ему пришлось переводить Книгу пророка Исаии, и вот он там, переводя, дошел до того места, где говорится: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут Ему имя: Еммануил, что и значит: с нами Бог» (Ис.7:14; Мф.1:23) Дошел он до этого места и там, где сказано слово: «Дева» он хотел заменить «молодая женщина, замужняя», поскольку Она имеет родить младенца. Но тут явившийся Ангел удержал его руку и сказал ему: «Имей веру в написанные слова, и ты увидишь, как они сбудутся». Перевел Симеон так, как было написано и, имея такое обетование, ждал. Как и было сказано, 270 годами отделялся этот момент от Рождества Христова, и старец жил и ждал. Далеко перешагнул за все пределы самого длительного человеческого возраста и все ждал. Какой могучей верой пламенел этот старец! На его глазах вырастали поколения, были взрослыми, старели и умирали – одно поколение за другим уходило из этой жизни, а старец все живет, вера его не ослабевает. Он горящей душой радостно ждет исполнения этого обетования и, наконец, получает откровение от Духа Святого – идти в храм. Идет туда праведный старец и видит в храме, молодая Женщина Младенца держит в руках, в сопровождении другого старца. И открыл ему тут Господь, что это Дитя, этот сорокадневный Младенец и есть Тот, Кого он так долго, с такой твердой и горящей верой ожидал.

Приближается Симеон, как говорят церковные молитвы, склоняется старец к ногам Той, Которая держит спасение мира во Своих объятиях, благоговея, со страхом и радостью принимает Младенца на свои старческие руки и произносит ту молитву, которую так любит Церковь и которую она постоянно повторяет в вечерне: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром». Какою правдою звучали эти слова, применительно к тому, кто их первый произнес, к праведному Симеону. Действительно, с миром отходил он, сын веры и упования, из этой жизни в лучшую жизнь. С миром отходил, потому что праведна и свята была его жизнь. Зато и удостоил его Господь тому, чего Он никого другого не удостаивал.

Этот пример кончины праведного старца с такими словами, никогда не должен забываться нами, когда мы думаем о том, что ведь и наша жизнь окончится рано или поздно. Скоро или нескоро, а настанет тот час, который Богом определен, для того, чтобы окончилась наша земная жизнь. И блажен будет тот из нас, кто сможет в смертный час сказать о себе, как сказал Праведный Симеон: «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром» (Лк.2:29). Аминь.

Обычай освящения свечей

Освящение свечей, Северный Кипр, Кипр, действующая церковь на Северном Кипре

Обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня пришел в Православную церковь от католиков. Случилось это в 1646 году, когда митрополит Киевский святитель Петр (Могила) составил и издал свой требник. В нем автор подробно описал католический чин крестных ходов с зажженными светильниками. С помощью такого факельного шествия Римская Церковь пыталась отвлечь свою паству от языческих праздников, связанных с почитанием огня. В эти дни язычники-кельты праздновали Имболк, римляне — Луперкалии (фестиваль, связанный с пастушеским культом), славяне — Громницы. Интересно, что в Польше после принятия христианства Сретение стали называть праздником Громничной Божией Матери. Это отголосок мифов о боге-громовнике и его супруге — в народе верили, что сретенские свечи могут защитить дом от молнии и пожара.

К сретенским свечам в Православной Церкви относились по-особенному — не магически, а благоговейно. Их хранили весь год и зажигали во время домашней молитвы.

Народные традиции Сретения

В народных традициях празднования Сретения перемешалось церковное и языческое. Некоторые из этих обычаев совсем нехристианские, но даже они говорят об этом дне нечто важное — для людей он был очень радостным.

Встрече Святого Семейства со старцем Симеоном нашлась простая календарная аналогия. В этот день в простонародье стали отмечать встречу зимы с весной. Отсюда множество поговорок: «на Сретение зима с весною встретилась», «в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила».

Последние зимние морозы и первые весенние оттепели называли Сретенскими. После праздника крестьяне начинали множество «весенних» дел. Выгоняли скотину из хлева в загон, готовили семена к посеву, белили плодовые деревья. И конечно, помимо трудов по хозяйству, в деревнях проводили гулянья.

Подготовительные недели к Великому посту

Великий пост в 2020 году начнется 2 марта, но ему предшествует несколько подготовительных недель. В чем смысл их названий? Какие особенности богослужений и постовые предписания в эти дни?

Проповеди о Великом посте на Северном Кипре

Великий пост предваряют подготовительные Недели (воскресенья) и Седмицы. (Слово «неделя» в богослужебном языке обозначает воскресный день, неделя же в нашем сегодняшнем понимании называется «седмицей»).

Порядок служб подготовительных недель и самого Великого поста изложен в Триоди постной. Она начинается с Недели о мытаре и фарисее и заканчивается в Великую субботу, охватывая 70-дневный период

Предваряют Великий пост – святую Четыредесятницу:

  • Неделя о мытаре и фарисее,
  • Неделя и седмица о блудном сыне
  • Неделя и седмица мясопустная,
  • Неделя и седмица сыропустная (Масленица). 

В приготовительные седмицы Церковь подготавливает верующих к посту постепенным введением воздержания*:

- после сплошной седмицы (Неделя о мытаре и фарисее)  восстанавливаются посты среды и пятницы (на Неделе о блудном сыне);

- затем следует высшая степень приготовительного воздержания – запрещение вкушать мясную пищу (Неделя сыропустная или Масленица).

(*Все постовые предписания относятся в первую очередь к монашеской жизни; в приходской практике они не всегда применимы и требуют благословения духовника.)

В приготовительных службах Церковь располагает верующих к посту, покаянию и духовному подвигу.

Неделя о мытаре и фарисее

9 февраля 2020 года

неделя о мытаре и фарисее, Северный Кипр, подготовительные недели к Великому посту

Приготовляя к посту и покаянию, Церковь в первую Неделю примером мытаря и фарисея напоминает о смирении, как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели, и о гордыне, как главном источнике грехов, который оскверняет человека, отдаляет его от людей, делает богоотступником, заточающим себя в греховную самостную оболочку. На Литургии читается отрывок Лк. 18:10–14, в котором мытарь олицетворяет собою искренне кающегося грешника, а фарисей — человека внешне благочестивого, но не видящего своих грехов и мнящего себя праведным. Смирение, как путь к духовному возвышению, показал Сам Бог Слово, смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы – «до зрака раба» (Флп. 2:7).

10— 15 февраля – Сплошная седмица

Постовые предписания

Отменяются любые виды поста.

Неделя о блудном сыне

16 февраля 2020 года

неделя о блудном сыне, Северный Кипр, подготовительные недели к Великому посту

В Неделю о блудном сыне Церковь показывает пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу. Никакой грех не может поколебать человеколюбия Божия. Душе, раскаявшейся и обратившейся от греха, проникшейся надеждой на Бога, Божия благодать исходит во сретение, лобызает ее, украшает и торжествует примирение с ней, какой бы она ни была греховной прежде, до своего раскаяния. Церковь наставляет, что полнота и радость жизни заключаются в благодатном союзе с Богом и в постоянном общении с Ним, а удаление от этого общения служит источником духовных бедствий.

На Литургии читается отрывок Лк. 15:11–32 о блудном сыне, который покинул отчий дом, но затем раскаялся и вернулся. Притча напоминает нам о нашей собственной немощи и великом милосердии Божьем, так как иносказательно описывает отношение Бога к падшему человеку.

Вселенская родительская (мясопустная) суббота

22 февраля 2020 года

Панихида на Северном Кипре

Церковь молится о христианах, отошедших в Вечность, а особенно — о людях, умерших насильственной смертью и не получивших обычного отпевания. Мысль о конце нашей жизни при воспоминании об отошедших уже в вечность отрезвляюще действует на каждого, кто забывает о вечности и прилепляется всей душой к тленному и мимолетному.

На Северном Кипре панихида пройдет в церкви Пресвятой Богородицы в деревне Арапкей:

  • 22 февраля в 17:00 – Панихида.

Ознакомиться с подробным расписанием богослужений на февраль 2020 года русского православного прихода РПЦЗ во имя святителя Спиридона Тримифунтского на Северном Кипре можно на веб-сайте www.pravkipr.ru или по телефону 0533 848-61-95.

Неделя о Страшном Суде, Мясопустная

23 февраля 2020 года

Неделя о Страшном Суде, Мясопустная, Северный Кипр, подготовительные недели к Великому посту

Мясопустная Неделя (воскресенье) посвящена напоминанию о втором пришествии Христа и и предстоящем Страшном суде живых и мертвых. Это напоминание необходимо для того, чтобы люди согрешающие не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие. На Литургии читается отрывок Мф. 25:31—46.

Напоминая о последнем Суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он и праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос называется правосудным, а Суд его – праведным и неподкупным испытанием (неумытное истязание, неумытный суд). И закоренелые, и беспечно полагающиеся на милосердие Божие грешники должны поэтому помнить о духовной ответственности за свое нравственное состояние, а Церковь всем своим богослужением этой Недели стремится привести их к осознанию своей греховности.

На какие же дела покаяния и исправления жизни особенно обращается внимание? Прежде всего и главным образом, на деяния любви и милосердия, ибо Господь произнесет Суд Свой преимущественно по делам милосердия, и притом возможным для всех, не упоминая о других добродетелях, не одинаково доступных для каждого. Никто из людей не вправе сказать, что он не мог помочь алчущему, напоить жаждущего, посетить больного. Вещественные дела милости ценность свою имеют тогда, когда они будут проявлением владеющей сердцем любви и соединены с духовными делами милости, которыми и тело. и душа ближних облегчаются.

Постовые предписания

Заговенье на мясо. Последний день перед Пасхой, когда на трапезе разрешается мясо.

24 – 29 февраля – Сырная седмица, Масленица

Масленица на Северном Кипре

Песнопениями сырной седмицы Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже преддверие покаяния, предпразднство воздержания, седмица предочистительная. В этих песнопениях Святая Церковь приглашает к сугубому воздержанию, напоминая о грехопадении прародителей, происшедшем от невоздержания. 

Постовые предписания

Последняя подготовительная ко Святой Четыредесятнице седмица называется сырной, сыропустной, или Масленицей. В эту седмицу употребляется сырная пища: молоко, сметана, сыр, масло, яйца и рыба. Церковь, снисходя к нашей немощи и постепенно вводя нас в подвиг поста, установила в последнюю седмицу пред Четыредесятницей употреблять сырную пищу, «дабы мы, от мяса и многоядения ведомы к строгому воздержанию… мало-помалу от приятных яств приняли бразду, то есть подвиг поста».

 

Неделя Сыропустная, память Адамова изгнания. Прощеное воскресенье.

1 марта 2020 года

Неделя Сыропустная, Прощеное воскресенье. Память Адамова изгнания, Северный Кипр, подготовительные недели к Великому посту

Последнее воскресенье пред Великим постом имеет в Триоди надписание: «В Неделю сыропустную, изгнание Адамово». В этот день воспоминается событие изгнания наших прародителей из рая. На Литургии читается отрывок Мф. 6:14–21, в котором Христос говорит о необходимости прощать всех. Ключевая идея — тоска по раю, который был утрачен людьми после грехопадения Адама.

Богослужебные особенности

После вечерни, которая совершается сразу после Литургии проходит чин прощения: подобно древним монахам, люди просят друг у друга прощения за все обиды, дабы с мирной душой войти в пост. Последний раз поется 136-й псалом. В текстах службы отчетливо звучит напоминание о цели предстоящего поста — встрече Пасхи. На вечерне священники переоблачаются в одеяния черного цвета.

Постовые предписания

Заговенье на любую пищу животного происхождения.

Детская страничка

Рассказы, загадки и раскраски

Рассказ "Лужа"

Эта история произошла с одним мальчиком, учеником воскресной школы. Когда в воскресной школе детям задали написать или рассказать рассказ о себе на тему: “Непослушание и наказание”, этот самый мальчик и рассказал нам интересный случай, который с ним произошел и об уроке, который он извлек из этого случая. Итак…


В окно светило теплое весеннее солнышко. В комнате, где Андрюша играл в свои игрушки, становилось жарко. Вошла мама и открыла форточку. Приятно повеяло свежим весенним воздухом. Теперь стало слышно, как на деревьях весело щебечут птички, а за окном звенит капель.

– Андрюша, – сказала мама, – сходи, пожалуйста, в магазин, нужно купить хлеб и батон.

Андрюше было уже почти шесть лет. Он сам умел завязывать шнурки и застегивать куртку и считал себя совсем взрослым. Уже с пяти лет мальчик самостоятельно ходил в магазин, покупал хлеб, молоко, а иногда даже мороженое, когда мама это разрешала.

– Сейчас, мамочка, – ответил Андрей и отложил свои игры в сторону. Он быстро оделся и, получив деньги и сеточку, направился к двери.

– Андрей, – остановила его мама. Мальчик оглянулся и вопросительно посмотрел на мать.

– На улице очень мокро, – сказала мама, – и много воды; обещай, что ты не будешь ходить по лужам.

– Хорошо, не буду, – ответил сын и вышел.

Как хорошо было на улице! Снег еще не весь стаял и кое-где у деревьев лежал почерневшими сугробами. Весь двор был в движении. Мальчишки, присев на корточки, сидели у огромной лужи и пускали бумажные кораблики. Оглушительно галдели грачи, а старый бездомный кот лениво грелся на солнышке. А лужи! Какие они были сверкающие и манили к себе. Андрей остановился около одной, постоял, посмотрел и решительно зашагал в магазин. Магазин находился во дворе. Здесь люди покупали продукты, оплачивая покупки в кассе.

– Мне, пожалуйста, один хлеб и батон, – громко попросил Андрюша звонким голосом.

Кассир, в больших очках, назвала цену, и касса громко застрекотала, выбивая чек.

– Ой, какой мальчик, – сказала старая бабушка из очереди, – ростом не велик, а уже сам в магазин ходит!

Мальчик сложил свои покупки в сеточку и вышел из магазина. Он шел, останавливаясь то у одной лужи, то у другой. И каждая из них манила мальчика, сверкая отражением солнечных лучей. «Подумаешь, – размышлял Андрей, – ведь ничего не случится, если я пройду по одной. Я в сапогах и не промокну, мама и знать ничего не будет». Следующая лужа на пути была большой, и он вступил в воду. Делая шаг за шагом, мальчик наслаждался плеском воды. Он уже дошел до самой середины, как вдруг его нога наступила на нерастаявший лед и поскользнулась. Андрей взмахнул руками, пытаясь удержать равновесие, и упал в воду. Лужа не была глубока, но сидеть в ней оказалось не так уж и приятно. А хлеб!.. Андрей встал, с него ручейками стекала вода, хлеб и батон были мокрыми. «Как я теперь пойду домой? – думал мальчик. – Что я скажу маме, а что мама скажет?» Он медленно поднимался по ступенькам, оставляя за собой мокрые следы.

Мама открыла дверь, но почему-то не удивилась, что сын обтекает водой. Она видела в окно, как Андрей стоял у лужи, она видела, как он с удовольствием шлепал по воде, как упал. И теперь она смотрела на сына и молчала.

– Мама, – всхлипнул Андрей, – прости меня, я больше не буду ходить по лужам.

– Ходить по лужам – не грех, – ответила мать, – а вот непослушание влечет за собой наказание.

Иногда за непослушание наказывают родители, а иногда Бог. Извлекай из этого уроки, сынок.

Галина Шперлинг.

Рассказ не вошел в книгу “Моя дорогая мама”

раскраска Сретение Господне

Стихи о празднике Сретения Господня

Сретение Господне                         

Церковь празднует сегодня

Праздник Сретения Господня

Льется колокольный звон.

В храме старец Симеон

Мальчишку Христа встречает

И как Бога величает.

С. Высотская 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *