Законна ли Русская Церковь на Северном Кипре?
Дорогие братья и сестры!
Мы, пишем от лица православных людей, проживающих на Северном Кипре, и объединенных общей православной верой, культурой, языком и великой историей нашей Родины. На территории Северного Кипра нами был основан православный приход Русской Православной Церкви Заграницей под омофором Митрополита Агафангела, в котором сейчас получает духовное окормление русскоязычная диаспора ТРСК.
Наша деятельность абсолютно легальна и канонична. РПЦЗ под офомором Митрополита Агафангела имеет официальную регистрацию в США и практически во всех странах по всему миру. Наш приход также имеет официальную регистрацию в ТРСК и храм, в котором регулярно совершаются православные богослужения и Таинства.
Мы ведем весьма активную внебогослужебную деятельность. Статус нашего прихода таков, что мы фактически представляем всю полноту Православия для русскоязычного населения ТРСК. Не будет преувеличением сказать, что наш приход и храм являются центром притяжения практически всей русскоязычной диаспоры Северного Кипра.
Мы сразу хотим сказать, что мы не собираемся ни с кем спорить и доказывать свою правоту, поскольку нашей задачей является приведение людей ко Христу, молитва и спасение душ человеческих.
В начале этой недели, в ряде греческих СМИ появились публикации о деятельности нашего прихода на Северном Кипре. В ответ на эти статьи поднялась очередная волна нападок на РПЦЗ и наш приход, которая была ретранслирована также в ряде российских и иностранных СМИ. Попытка не первая, и к сожалению, видимо, не последняя.
Московский патриархат на протяжении всего XX века вел активную пропаганду против РПЦЗ, называя ее “неканоничным Карловацким расколом”. Та же ситуация продолжается и сейчас, когда МП продолжает вести свою пропаганду через МИД РФ против епархий и приходов РПЦЗ по всему миру, которые не признали власти МП. Если вкратце, то были в очередной раз высказаны заезженные за много лет претензии к нам в том, что мы живем на “оккупированных территориях”, что наша церковь не имеет общения с Московским Патриархатом, и т.д., и о чем всем и так давно известно, и чего мы никогда и не скрывали.
Однако у нас есть причины и жить здесь, у каждого из нас, и есть причины, по которым наш приход не находится в каноническом общении с Московским Патриархатом. Наш приход основан РПЦЗ под омофором Митрополита Агафангела, которая имеет вполне твердый канонический статус, поскольку ведет свое апостольское приемство от Православной Церкви в Российской империи и патриарха Тихона (Белавина). Православное вероучение и традиции сохраняются в неизменном виде до наших дней. Именно в РПЦЗ в XX веке проявились такие духовные светильники и чудотворцы, как святитель Иоанн Шанхайский и святитель Филарет (Вознесенский), блаженной памяти иеромонах Серафим (Роуз), книги коротого издаются и читаются всеми православными по всему миру. Более того, святитель Иоанн Шанхайский канонизирован теперь и в МП.
Подробно о новейшей истории Русской Православной Церкви в XX веке, а также о причинах отсутствия канонического общения между МП и ПРЦЗ Вы можете узнать на страницах нашего видео канала на YouTube.
Наш приход открыт для всех кто ищет Христа, Истины и спасения в Православной Церкви. Нашим гонителям и хулителям мы не ставим себе цели отвечать их языком и их методами. Ко всем церквам мира мы относимся, несмотря на их высказывания, неизменно уважительно и с любовью, коль скоро и тогда, когда их попечения направляются ради заветов Господа Бога, а не в угоду политическим, территориальным, имущественным и прочим интересам, не имеющим ничего общего с Господом Иисусом Христом и Его Церковью.
Если кого-то заинтересует более углубленно наша позиция по отдельным пунктам, в которых нас пытаются винить, то ниже мы приводим краткие комментарии в виде “Вопрос-Ответ».
Законна ли ваша деятельность?
Деятельность нашего прихода совершено легальна и законна. Православный приход Русской Православной Церкви Заграницей зарегистрирован на Северном Кипре как юридическое лицо “Kuzey Kıbrıs Türk Cumhuriyeti Ortodoks Derneği” (Православное Общества Турецкой Республики Северного Кипра) и осуществляет свою деятельность на территории ТРСК на основании Свидетельства о регистрации № DER-3-K-54 от 24.10.2017 и Устава Общества.
Православные богослужения в церкви Пресвятой Богородицы в деревне Арапкей проводятся на основании договора аренды между “Kuzey Kıbrıs Türk Cumhuriyeti Ortodoks Derneği” (Православное Общество Турецкой Республики Северного Кипра) и Агенством по организации и управлению по религиозным делам Северного Кипра.
Копии документов можно найти в разделе Приход/Уставные документы на нашем сайте.
«Вы — мошенники”?
Так именуют людей, вводящих в заблуждение или злоупотребляющих чьим-то доверием ради материальной выгоды. Таких людей среди нас нет. Мы открыто идентифицируем себя как приход Русской Православной Церкви за Рубежом (РПЦЗ) под омофором Митрополита Агафангела, и не имеем отношения к иным другим церквям.
Все верующие желающие принять Таинство Крещения, Венчания и т.д. в нашем приходе проходят огласительные беседы, в ходе которых им разъясняется православное учение о Церкви Христовой. Поэтому каждый, кто принимает принимает Таинства в нашем приходе делает это осознано и добровольно.
В нашем приходе нет никаких установленных цен на совершение треб. Желающие заказать требу или подать записку по поминовение делают это на основании своих добровольных пожертвований, если прихожане пожелают их сделать.
Духовенство нашего прихода, как и практически все духовенство РПЦЗ живет не за счет зарплаты или пожертвований со стороны прихода и благотворителей, а, в основном, за счет того, что они вынуждены работать по своим светским профессиям. А порой, им еще приходится вкладывать свои личные доходы на содержание прихода и благоукрашение храмов.
«Вы — неканоничная церковь”?
Понятие каноничности, особенно в последние годы, все чаще начинает использоваться как политический инструмент в угоду различным интересам. И многие забывают, что каноничность — это не какая-то «церковная лицензия», которая «выдается» за какие-либо заслуги, а в соответствии с реальной деятельностью по канонам Церкви, наличию апостольского преемства при рукоположении духовенства и сохранении догматического и нравственного учения Православной Церкви.
С этой точки зрения наша Церковь имеет каноничнический статус, подробное и квалифицированне обоснование нашей позиции по этому вопросу можно прочесть ЗДЕСЬ.
Однако должны заметить, что сейчас в мире и особенно — на территории бывшего СССР — ведутся обширные «игры» в «каноничность» и «неканоничность» отдельных церквей на основе того, кто кем хочет править. Мы в этих играх не участвуем, и сосредоточены на совершенно другом — строгом соблюдении чистоты православной веры, канонов Церкви, проведения богослужений, и ведения церковной жизни в соответствии с Священным Писанием и Преданием Православной Церкви.
«Вашей церковью управляют изгнанные из священного сана”?
Лишить священного сана или наложить запрещение в служении может, по очевидной логике, которая согласуется и с каноническим правом Церкви, лишь правящий орган (Синод) той церкви, к которой принадлежат прещаемые. Например, Синод Антиохийского Патриархата не может запретить в служении священника Московского Патриархата. Так вот, после 2007 года большая часть архиереев и духовенства РПЦЗ осуществили выход из РПЦЗ и перешли в Московский Патриархат или так называемую РПЦЗ МП.
Так вот, свои попытки прещения они (РПЦЗ МП) “осуществили” ЧЕРЕЗ 2 ГОДА после перехода в МП, когда они уже перестали быть членами Синода РПЦЗ, которая не перешла в МП. Данные попытки не были признаны по очевидным логическим причинам, как попытки управлять уже не своей церковной юрисдикцией, и были отвергнуты. Так что “лишения в сане” являются лишь частными мнениями лиц иной по отношению к РПЦЗ церкви, которые не могут иметь никакой канонической силы.
Также надо отметить, что МП в 40-х годах XX века также запрещала в служении ряд видных архиереев РПЦЗ и всех, кто состоит с ними в церковном общении. Несмотря на эти запрещения, они продолжили совершать новые хиротонии. Впоследствии МП приняла этих клириков в каноническое общение без предъявления претензий к их хиротониям.
Если мы будем придерживаться формальной логики (несмотря на явную незаконность прещений в адрес клириков РПЦЗ, что в XX и XXI веках), то Московский Патриархат должен тогда называть “изгнанными из священного сана” не только клириков РПЦЗ под омофором Митрополита Агафангела, но и практически всех клириков РПЦЗ Московского Патриархата.
В настоящее время Кипрская Православная Церковь через каноническое и евхаристическое общение со Вселенским Патриархатом находится в общении с недавно провозглашенной Православной Церкви Украины, то есть с лишенным сана, монашества и преданным даже анафеме митрополитом Филаретом (Денисенко) и всеми архиереями, священниками и диаконами, которых он рукоположил. Причем надо отметить, что митрополит Филарет (Денисенко) был подвергнут этим прещениям не по произволу МП, а вполне обосновано и на законных основаниях, поскольку он был обличен в многолетнем сожительстве с женщиной, а также устроил раскол Церкви. И сейчас мы имеем ситуацию, когда большая часть официальных Православных Церквей признают хиротонии, совершенные митрополитом Филаретом (Денисенко), а Московский Патриархат не признает и продолжает считать Филарета находящимся под анафемой.
Мы приводим эти факты не для того, чтобы очернить кого-либо или поставить под сомнение хиротонии клириков других Православных Церквей. Эти примеры лишь показывают сложность и неоднозначность этого вопроса, который должен решаться не на основании политических и имущественных выгод, а на всестороннем и детальном анализе каждой конкретной ситуации, где главным является подтвержденное наличие апостольской преемственности, следование традициям Церкви и сохранения догматического и нравственного учения Православной Церкви в неповрежденном виде.
Вторгся ли приход РПЦЗ на Северном Кипр на каноническую территорию Кипрской Православной Церкви?
Если формально и поверхностно рассматривать этот вопрос, то на него может быть дан положительный ответ. Однако, каноническая территория — это не земельные наделы, а ответственность за проповедь Евангелия на этих территориях и спасение каждого человека, поскольку Господь спросит со своих пастырей за каждую погибшую по их нерадению и вине овцу.
На протяжении последних десятилетий Кипрская Православная Церковь практически не совершает богослужений и не ведет внебогослужебной просветительской деятельности. Этому есть вполне очевидные основания. Однако, когда наша община более пяти лет назад обращалась в Кипрскую Православную Церковь с просьбой организовать приход для русскоязычных жителей Северного Кипра или хотя бы периодически присылать священника для духовного окормления, поскольку жители ТРСК не могут посещать Южный Кипр. Однако, наши просьбы остались без ответа. Именно поэтому наша община и присоединилась к РПЦЗ под омофором Митрополита Агафангела.
Наш приход не рассматривает храмы Кипрской Православной Церкви, находящиеся на территории Северного Кипра, как свою собственность, пользуясь сложной ситуацией. Мы как резиденты ТРСК лишь временно используем данные храмы для совершения богослужений. Вместе с тем, мы восстанавливаем эти храмы и заботимся о них. Смотреть пример восстановленного храма ФОТО.
Имеет ли духовенство Вашего прихода каноническое поставление в священный сан?
Духовенство нашего прихода: священник Алексей Иванов и диакон Сергий Митюшин имеют каноническое поставление в священный сан, которое было лично совершенно Митрополитом Агафангелом. Данные хиротонии подтверждаются выданными официальными ставленическими грамотами.
24 августа 2014 года за воскресной Божественной Литургией в Архангело-Михайловском храме (Одесса, Украина) Иванов Алексей был пострижен во чтеца, хиротенисан в иподиакона и рукоположен в сан диакона Высокопреосвященным Агафангелом, митрополитом Нью-Йоркским и Восточно-Американским.
28 августа 2014 года в Праздник Успения Божией Матери в Архангело-Михайловском храме (Одесса, Украина) рукоположен в сан пресвитера Высокопреосвященным Агафангелом, митрополитом Нью-Йоркским и Восточно-Американским.
В мае 2017 года Митрополит Агафангел посетил наш приход на Северном Кипре с Архипастырским визитом, во время которого постриг во чтеца, совершил хиротесию в иподиакона и рукоположил в сан диакона алтарника храма Сергия Митюшина в постоянно действующей русской православной церкви Пресвятой Богородицы на Северном Кипре.
Смотреть ФОТО хиротоний.
Таким образом, завершая это письмо к вам всем, братья и сестры, мы с радостью сообщаем вам, что очередная попытка дезинформации, намеренная, или вызванные некомпетентностью, не имеют под собой никаких оснований, и не создает нам помех в нашем служении Богу и людям на Северном Кипре.