Приходская газета №03 2020г.
ПРАВОСЛАВИЕ
на Северном Кипре
www.pravkipr.ru
Подписаться на рассылку газеты по емейл:
Скачать газету в формате PDF
Великий пост - 2020
2 марта - 18 апреля 2020 года
Открылся Русский культурный центр в Кирении
Скоро вас ждут интересные мероприятия, творческие мастер-классы, литературные и музыкальные вечера!
При Русской культурном центре будет действовать Русская школа на Северном Кипре.
Продолжение на 8 стр.
Содержание номера:
Спонсор выпуска
Русский Автосервис
тел. 0542 887 85 67
Великий пост всегда длится 48 дней и разделён на два периода – Четыредесятницу и Страстную седмицу.
«Хорошо поститься во всякое время; но лучше всего проводить со Христом в посте святую Четыредесятницу, потому что ее Христос освятил своим постом», – учил святой Амвросий Медиоланский. Сорок дней самого продолжительного и самого строгого православного поста установлены в память о том, как Сам Спаситель прежде чем выйти на проповедь именно на такой срок ушёл в пустыню, где постился, молился и готовился понести Свой Крест. Четыредесятница в 2020 году продлится до 10 апреля.
Затем Церковь 11 апреля отметит Лазареву субботу, а 12-го – Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье. А с 13 апреля начнётся особое время церковного года – Страстная седмица. В эти шесть дней верующие стараются отложить все те мирские заботы, которые могут подождать, и это время провести вместе со Христом, вспоминая Его путь на Голгофу, Его Страдания и Крестную смерть.
Завершится Великий пост 2020 года в 19 апреля, когда с великой радостью православные верующие встретят Воскресение Христово.
На всем протяжении Великого поста церковный устав предписывает строгое воздержание – как в пище, так и в развлечениях. Это время молитвы и покаяния, и христиане стараются чаще бывать в храме, тем более, что и богослужебная жизнь в этот период имеет своё особенное устройство: полная Литургия в будние дни совершаемся только по особым случаям, а в среду и пятницу бывает Литургия Преждеосвященных Даров, попасть на которую верующие стараются хотя бы один раз за пост; в субботу обычно служится привычная Литургия Иоанна Златоуста, а в воскресенье редкая, повторяющаяся лишь десять раз за год – Василия Великого.
Верующие стараются не пропустить также чтение Канона Андрея Критского – в первые четыре дня Великого поста (2-5 марта) или во время Марииного стояния (1 апреля), и, конечно, неповторимые службы Страстной, позволяющие соприкоснуться с великими и страшными событиями, произошедшими две тысячи лет назад.
Именно участие в богослужебной жизни и таинствах исповеди и Причастия позволяют душе человека обновиться, а гастрономический пост – лишь вспомогательное средство. Цель Великого поста – подготовить свой ум и сердце к встрече Воскресшего Христа. И то, как мы это сделаем, зависит только от нас самих – будем ли выполнять только внешние правила или же постараемся в этот особое время года своим трудом и молитвой сделать ещё один шажок, приближающий к Богу.
Прощеное воскресенье
Прощеное воскресенье в 2020 году приходится на 1 марта. В этот день заканчиваются гуляния на Масленицу и после совершения вечерни с Чином прощения православные христиане вступают на поприще Великого поста.
Последний день перед Великим постом всегда назывался в быту «Прощеным воскресеньем». В этот день на Божественной Литургии читаются в церкви слова Христа: «Если вы не простите от сердца прегрешений друг другу, и Отец ваш небесный не простит вам прегрешений ваших».
Сразу же после Литургии в приходских храмах служат вечерню с Чином прощения. Во время Чина прощения настоятель и все священники храма выходят из алтаря и просят прощения у прихожан. И прихожане в свою очередь подходят к клирикам и просят прощения у них. А затем уже — друг у друга.
В Прощеное воскресенье принято просить прощения у ближних и вне стен храма. Люди звонят друг другу, шлют письма или просят прощения при личной встрече. Обычно диалог выглядит так:
– Прости меня!
– Бог простит, и я прощаю.
Мы вступаем в пост, в период очищения, углубления, освящения нашей жизни примиренными друг с другом.
Первая неделя Великого поста (2 - 8 марта 2020 года)
Особенности этой седмицы:
В первые четыре дня Великого поста на вечернем богослужении читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.
Это чтение настраивает нас и постепенно вводит в Великий пост, как время особой борьбы и покаяния.
В церкви Пресвятой Богородицы в деревне Арапкей с понедельника по четверг включительно в 16:00 будет проходить Великое повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского.
Начиная с этой недели и в течение всего Великого поста с вечера воскресения по пятницу читается молитва преподобного Ефрема Сирина:
Господи и Владыко живота моего,
Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю!
Даруй ми зрети моя прегрешения,
И не осуждати брата моего
Яко благословен еси во веки веков.
Аминь.
Вроде бы она совсем коротенькая, но в ней заключена очень важная мысль о цели подвигов больших и малых, которые мы совершаем в Великий пост и не только. Прежде всего – это наше освобождение от недугов, то есть своего рода зависимостей, как угодно, которые взяли верх над нашей жизнью и свободой выбора. Они нас направляют и препятствуют нашему движению на пути к Богу.
В субботу первой седмицы (недели) совершается память святого великомученика Феодора Тирона.
Святитель Феодор избавил христиан от гонений со стороны римского императора Юлиана Отступника, жившего в III веке.
Юлиан был язычником и, желая надругаться над христианами, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу (неделю) Великого поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Святой Феодор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а вместо этого пусть едят вареную пшеницу с медом (коливо, кутию). Поступив так, христиане не были посрамлены императором. И именно в память об этом чудесном явлении святого Феодора Тирона Церковь установила празднование в первую субботу Великого поста.
8 марта, воскресение первой седмицы (недели) Церковь отмечает Торжество Православия. В церкви Пресвятой Богородицы в деревне Арапкей Божественная Литургия начнется в 10:00. Накануне, в субботу в 17:00 совершается Всенощное бдение.
В середине IX века в Византии закончился период иконоборчества, длившийся полтора столетия. Спор о том, можно ли изображать Христа, Богородицу, святых и молиться перед этими образами, выливался в жестокие гонения и убийства иконопочитателей.
После церковного собора 843 года, осудившего иконоборцев и восстановившего иконопочитание в империи, царица Феодора предложила устроить церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста.
В воспоминание об этом событии ежегодно в первое воскресенье Великого поста Православная Церковь торжественно празднует восстановление иконопочитания, именуемое «Торжество православия».
К XIV веку сложился особый чин Торжества православия, который был дополнен текстами, содержащими православные догматы. В тексте службы провозглашается торжество Церкви над всеми существовавшими ересями, утверждаются постановления семи Вселенских соборов.
Вторая неделя Великого поста (9 - 15 марта 2020 года)
Особенности этой седмицы:
14 марта, суббота второй седмицы (недели) – день особого поминовения усопших, родительская суббота. В этот день в церкви Пресвятой Богородицы в деревне Арапкей в 17:00 будет совершаться Вселенская панихида.
В эти дни мы вместе с Церковью можем помолиться за наших почивших родных и близких. Обычно определенные молитвы за умерших соборно совершают после Литургии. Но, так как во Время поста Литургии положены только по субботам и воскресениям, то в остальные дни мы и наши близкие этого лишаемся. Поэтому Церковь выделила несколько дней, когда можно усердно помолиться за тех, кого с нами нет.
Почему важно поминать усопших?
Потому, что они уже не имеют возможности как при жизни исповедать свои грехи и получить за них прощение, но мы своей любовью и молитвой можем помочь им.
15 марта, воскресение второй седмицы (недели) церковь вспоминает святителя Григория Паламу. В церкви Пресвятой Богородицы в деревне Арапкей Божественная Литургия начнется в 10:00. Накануне, в субботу в 17:30 совершается Всенощное бдение.
Святитель Григорий Палама был епископом города Фессалоники уже на закате Византийской империи, в XIV веке. В Церкви он почитается как участник и победитель одного из самых сложных богословских споров в истории христианства. Не вдаваясь в тончайшие оттенки этой полемики, можно объединить их общим вопросом: каким образом сотворенный Богом мир связан со своим Создателем и существует ли эта связь вообще; или же Бог настолько далек от мира, что познать Его человек может лишь после собственной смерти, когда его душа покинет этот мир?
Святитель Григорий Палама выразил свою точку зрения на это в блестящей формулировке: «Бог есть и называется природой всего сущего, ибо Ему все причастно и существует в силу этой причастности, но причастности не к Его природе, а к Его энергиям». С этой точки зрения весь наш огромный мир существует благодаря творческим энергиям Бога, непрерывно поддерживающим этот мир в бытии. Мир не является частью Бога. Но и не отделен от Него совершенно. Их связь можно уподобить звучащей музыке, которая не является частью музыканта, но в то же время является осуществлением его творческого замысла, и звучит (то есть — имеет бытие) лишь благодаря творческому действию ее исполнителя.
Святитель Григорий Палама утверждал, что творческие энергии Божества, поддерживающие бытие мира, человек способен увидеть еще здесь, в земной своей жизни. Таким явлением этих нетварных энергий он считал Фаворский свет, который видели апостолы во время Преображения Иисуса Христа, а также свет, который открывался некоторым христианским подвижникам в результате высокой чистоты жизни и длительных аскетических упражнений. Таким образом, была сформулирована главная цель христианской жизни, сама суть нашего спасения. Это — обожение, когда человек по милости Божьей всей полнотой своего существа посредством нетварных энергий соединяется с Богом.
Учение святителя не было чем-то новым в Церкви. Догматически его учение является сходным с учением святого Симеона Нового Богослова о Божественном (Фаворском) свете и учением преподобного Максима Исповедника о двух волях во Христе. Однако именно Григорий Палама наиболее полно выразил церковное понимание этих важнейших для каждого христианина вопросов. Поэтому Церковь и чтит его память во вторую Неделю Великого поста.
Третья неделя Великого поста (16 - 22 марта 2020 года)
Особенности этой седмицы:
21 марта, суббота третьей седмицы (недели) – день особого поминовения усопших, родительская суббота. В этот день в церкви Пресвятой Богородицы в деревне Арапкей в 17:00 будет совершаться Вселенская панихида.
Каждый из нас должен понимать всю важность этой молитвенной памяти. Что мы здесь выступаем в роли некой опоры. Мы молим об успокоении души, отпущении грехов и если мы делаем это действительно от чистого сердца, то даём невероятную поддержу своим близким.
22 марта, воскресенье третьей седмицы (недели) Великого Поста называется Крестопоклонным, поскольку на Всенощном бдении в центр храма выносится Животворящий Крест Господень, которому поклоняются верующие на протяжении всей последующей недели до пятницы. В церкви Пресвятой Богородицы в деревне Арапкей Божественная Литургия пройдет 22 марта в 10:00. Накануне, в субботу в 17:30 совершается Всенощное бдение.
Когда совершаются поклоны, поётся:
Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.
Возникает закономерный вопрос — почему же орудие казни Спасителя оказалось у христиан в таком почете? Дело в том, что почитание Креста всегда понималось учением Церкви как поклонение Иисусу Христу в свете Его искупительного подвига. Кресты на куполах, нательные кресты, поклонные кресты, установленные в памятных местах, — все они призваны напоминать, какой страшной и дорогой ценой Иисус Христос совершил наше спасение. Не орудию казни поклоняются христиане, почитая крест, а Самому Христу, обращаясь к величию той жертвы, в которую Иисус Христос принес Себя ради всех нас.
Чтобы исцелить повреждения, которые грех внес в природу человека, Господь в Своем воплощении принимает на Себя нашу природу, а вместе с ней и повреждения, которые в учении Церкви названы как страстность, тленность, смертность. Не имеющий никакого греха, Он принимает эти последствия греха добровольно, чтобы исцелить их в Себе. Но ценой такого исцеления была смерть. И на Кресте Господь заплатил ее за всех нас, чтобы потом силою Своего Божества воскреснуть и явить миру обновленную человеческую природу, уже не подверженную смерти, болезням и страданиям. Поэтому Крест является символом не только искупительной смерти Христа, но также — и Его славного Воскресения, открывшего путь в рай всем, кто готов следовать за Христом.
Одно из песнопений, звучащих в Церкви на Крестопоклонной неделе, на современном русском языке звучит примерно так: «Уже пламенный меч не охраняет врат Едема: он чудесно угашен Древом Креста; жала смерти и адовой победы больше нет; ибо явился Ты, Спаситель мой, с кличем к находившимся в аду: «Идите опять в рай!»
Четвёртая неделя Великого поста (23 - 29 марта 2020 года)
Особенности этой седмицы:
28 марта, суббота четвёртой седмицы (недели) – день особого поминовения усопших, родительская суббота. Специально отведенное время для молитвы за души умерших Важно хранить и чтить память. В это время мы должны постараться отложить наши земные суетные заботы и уделить своё время нашим почившим близким. В этот день в церкви Пресвятой Богородицы в деревне Арапкей в 17:00 будет совершаться Вселенская панихида.
29 марта, воскресение четвёртой седмицы (недели) совершается память преподобного Иоанна Лествечника. В церкви Пресвятой Богородицы в деревне Арапкей Божественная Литургия начнется в 10:00. Накануне, в субботу в 17:30 совершается Всенощное бдение.
Преподобный Иоанн – великий подвижник, который своей жизнью, своим подвигом явил нам пример высочайшей кротости, покаяния и смирения. Он вёл отшельническую жизнь, 40 лет преподобный провёл в подвиге безмолвия и молитвы.
Преподобный Иоанн автор духовного творения «Лествица». Это наставления и руководство к жизни духовной. В книге путь христианина представлен как неспешное восхождение по лестнице (лествице).
Вот что пишет преподобный о покаянии:
«Покаяние – это наше возвращение к Богу, обновление нашего крещения; это подвиг, чтобы обновить наш союз с Богом, наш обет изменить свою жизнь. Это время, когда мы можем научиться смирению, то есть миру: миру с Богом, миром с самими собой, миру со всей тварью. Покаяние рождается от надежды и решительного отказа от отчаяния. И кающийся – это тот, который заслуживает осуждения, но уходит с предстояния суду без стыда и позора, потому что покаяние – это наше примирение с Богом».
Открылся Русский культурный центр в Кирении
Рады сообщить вам, что в центре Кирении (тур. Гирне) открылся Русский культурный центр!
Скоро вас ждут интересные мероприятия, творческие мастер-классы, литературные и музыкальные вечера, кружки и конечно, новые студии!
При Русской культурном центре будет действовать Русская школа на Северном Кипре, где можно будет получить полное среднее образование с 1 по 11 класс с возможностью официального зачисления в любое время года и получения российского аттестата государственного образца.
Русский культурный центр расположен в центре Кирении (тур. Гирне) по адресу: Girne, Semih Sancar Caddesi, Kombos-3 (на первом этаже магазин Hummel), вход со двора, 2 этаж, офис 2. Рядом расположены магазины Хюрдениз и Электрокур.
Сайт: http://ruskipr.ru/
Телефон: 0533 848-61-95 или 0533 849 05 76 (вайбер и вотсап).
Ждём Вас в Русском культурном центре на Северном Кипре!
Детская страничка
Рассказы, загадки и раскраски
Рассказ "Дымка и Антон"
Прошлым летом я был на даче у дяди Володи. У него очень красивый дом похожий на вокзал, но чуть-чуть поменьше.
Я там жил целую неделю, и ходил в лес, и разводил костры, и купался.
Но главное, я там подружился с собаками. Их там было очень много и все называли их по имени и фамилии. Например, Жучка Бреднева, или Тузик Мурашовский, или Барбос Исаенко.
Так удобней разбираться, кого какая укусила.
А у нас жила собака Дымка. У нее хвост загнутый и лохматый, и на ногах шерстяные галифе.
Когда я смотрел на Дымку, я удивлялся, что у нее такие красивые глаза. Желтые-желтые и очень понятливые. Я давал Дымке сахар, и она всегда виляла мне хвостом. А через два дома жила собака Антон. Он был Ванькин. Ванькина фамилия была Дыхов, вот и Антон назывался Антон Дыхов. У этого Антона было только три ноги, одну он где-то потерял. Но он все равно бегал на этих трех ногах, как будто их было восемь, очень быстро бегал и всюду поспевал. Он был бродяга, пропадал по три дня, любил стянуть, что подвернется, но умнющий был на редкость. И вот что однажды было.
Мама вынесла Дымке большую кость. Дымка взяла ее, положила перед собой, зажала лапами, зажмурилась и хотела уже начать грызть, как вдруг увидела Мурзика. Он никого не трогал, спокойно шел домой, но Дымка вскочила и пустилась за ним! Мурзик – бежать, а Дымка долго за ним гонялась, пока не загнала на сарай.
Но все дело в том, что Антон уже давно был у нас на дворе. И как только Дымка занялась Мурзиком, Антон довольно ловко цапнул ее кость и удрал! Куда он ее девал, не знаю, но только он через секунду приковылял обратно и сидит себе, посматривает:
«Я, ребята, ничего не знаю».
Тут пришла Дымка и увидела, что кости нет, а есть только Антон.
Она посмотрела на него, как будто спросила: «Ты взял?»
Но этот нахал только рассмеялся ей в ответ! А потом отвернулся со скучающим видом. Тогда Дымка обошла его и снова посмотрела ему прямо в глаза.
Но Антон даже ухом не повел. Дымка долго на него смотрела, но потом поняла, что у него совести нет, и отошла.
Антон хотел было с ней поиграть, но Дымка совсем перестала с ним разговаривать.
Я сказал:
– Антон! На-на-на!
Он подошел, а я сказал ему:
– Я все видел. Если сейчас же не принесешь кость, я всем расскажу.
Он ужасно покраснел. То есть, конечно, он, может быть, и не покраснел, но вид у него был такой, что ему очень стыдно, и он прямо покраснел.
Вот какой умный! Поскакал на своих троих куда-то, и вот уже вернулся, и в зубах несет кость. И тихо так, вежливо, положил перед Дымкой.
А Дымка есть не стала. Она посмотрела чуть-чуть искоса своими желтыми глазами и улыбнулась – простила, значит!
И они начали играть и возиться, и потом, когда устали, побежали к речке совсем рядышком.
Как будто взялись за руки.
Виктор Драгунский
Раскраска "Возвращение блудного сына"
Стихи русских классиков
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Все чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
А. Пушкин
Великий пост март 2020 православный приход на Северном Кипре приходская газета