Kuzey Kıbrıs Türk Cumhuriyeti Ortodoks Derneği
+9 0533 848-61-95
info@pravkipr.ru

Как правильно готовиться к исповеди?

Как правильно готовиться к исповеди?

Исповедь на Северном Кипре

Проповеди на каждый день Великого поста.

Среда 3-ей седмицы Великого поста. Как правильно готовиться к исповеди?

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Сегодня среда 3-ей седмицы Великого поста. Мы поговорим о том, как правильно готовиться к исповеди. Когда мы приступаем к исповеди, то мы Священник Алексей Иванов - настоятель русского православного прихода РПЦЗ на Северном Кипрепредстаём перед священником, как перед свидетелем, который призван засвидетельствовать наше искреннее покаяние перед Богом. И мы называем какие-то серьезные проявления греха в нашей жизни. Однако, мы забываем о том, что все-таки покаяние перед Богом заключается не в том, чтобы из раза в раз на исповеди повторять одни и те же, зачастую, даже тяжкие, смертные грехи, а в том, чтобы заняться именно духовной жизнью, заняться покаянием.

У святителя Игнатия Брянчанинова есть такая мысль в его творениях, что покаяние – это и начало духовной жизни новоначального христианина; покаяние — это и середина духовной жизни; покаяние — это и конец духовной жизни преуспевшего подвижника. Так в чем же заключается собственно покаяние? Ведь когда мы приступаем к исповеди, то зачастую кроме каких-то серьезных грехов мы за собой больше ничего и не видим. А, если мы никаких серьезных грехов не совершили, то оказывается, что вроде нам и вообще каяться не в чем.

Давайте попробуем разобраться в этом вопросе! Как подготовиться к исповеди? Что значит покаяние? Что в себе собственно мы должны увидеть? А для этого мы будем использовать книгу «Слезные моления” преподобного Ефрема Сирина, чтение, которое предлагается на среду: “После того как я приобрел познание истины”, то есть стал христианином и монахом, стал я убийцей и обидчиком, ссорюсь за малости, завистлив и жесток к соседям, питаю в себе злые мысли, немилостив к нищим, гневлив, спорлив, упорен, ленив, раздражителен, люблю нарядные одежды; и доныне еще очень много у меня скверных помыслов, вспышек самолюбия, чревоугодия, сластолюбия, тщеславия, гордыни, зложелательства, пересудов, тайноядения, уныния, соперничества, негодования.»

Смотреть видео запись проповеди о. Алексея Иванова в среду 3-ей седмицы Великого поста «Как правильно готовиться к исповеди?»:

Давайте обратим с вами внимание на то, какое большое количесво недостатков видит в себе преподобный Ефрем. Когда мы бываем на исповеди, бывает ли наш список грехов настолько длинным? Видим ли мы в себе столько грехов, как преподобный Ефрем Сирин. Ведь обратим внимание, что он был монахом, то есть человеком, который полностью отрекся от мирской жизни, который внешне вел очень благочестивый образ жизни.

Давайте посмотрим, а как он собственно объясняет тот факт, что он в себе видит такое множество грехов и в чем же они проявляются в его жизни: «Не значу ничего, а думаю о себе много. Непрестанно лгу, – а гневаюсь на лжецов. Оскверняю храм Божий блудными помыслами, – а строго сужу блудников. Осуждаю падающих, – а сам непрестанно падаю. Осуждаю злоречивых и татей, – а сам и тать, и злоречив. Хожу со светлым взором, хотя весь нечист. В церквах и за трапезами хочу быть на первом месте.»

Мы видим как преподобный Ефрем искренне открывает свою душу перед Богом. Через этот пример мы получаем драгоценный урок того, как нам с вами нужно рассматривать свою жизнь и свои внутренние движения души.

«Если оскорблен, – мщу; если почтен, – гнушаюсь почтившим; если требуют чего у меня по праву, – начинаю тяжбу; а кто говорит мне правду, – тех почитаю врагами. Обличаемый – гневаюсь; если не льстят мне, – недоволен. Не хочу почтить достойного, а сам, будучи недостоин, требую почестей. Не хочу утруждать себя, а если кто мне не услужит, гневаюсь на него. Не хочу идти вместе с работающими, а если кто мне не поможет в деле, злословлю его. Брата, когда он в нужде, не знаю, как горделивого, а если он здоров, – обращаюсь к нему. Ненавижу больного, а если сам болен, желаю, чтобы любили меня.»

Посмотрите насколько преподобный Ефрем Сирин глубоко заглядывает в свою душу. Насколько он внимательно рассматривает, а что же происходит в его душе. Да, может быть он не совершает каких-то тяжких грехов или даже видимых грехов, но он видит, что когда его хвалят у него тут же появляется тщеславие, что когда на него кто-то ругается, он тут же злится на этого человека и так далее и тому подобное. А вот мы с вами давайте подумаем насколько мы серьезно, вот так внимательно рассматриваем свою душу.

«Если преуспеваю в бдении, – впадаю в сети непокорности и прекословия. Если воздержусь от снедей, – утопаю в кичливости и высокомерии. Если неусыпен в молитве, – препобеждаюсь раздражительностью и гневом. Если вижу в ком добродетель, – не останавливаюсь на нем вниманием.»

Эти слова напрямую относятся к нашей с вами великопостной жизни. Когда мы с вами начинаем строго поститься, то мы тоже замечаем, что в нас появляется раздражительность и бывают даже какие-то вспышки гнева. Почему? Потому что в нас накапливается неудовлетворенность от того, что мы не получаем того количества удовольствий, в том числе и в еде, к которому мы с вами привыкли. И преподобный Ефрем Сирин даже подчеркивает, что если он преуспевает в бдении, то есть мало спит, трезвится, то впадает в сети непокорности и прекословия. Если он воздерживается от пищи, то начинает утопать в кичливости и высокомерии. Если он не усыпен в молитве, то побеждается раздражительностью и гневом, а если видит в ком добродетель, то пытается этого не замечать.

Смотрите, какие духовные процессы начинают происходить внутри нас с вами, казалось бы, от отказа от пищи, попытки поменьше спать, поменьше каких-то удовольствия получать и, вот видите, получается совершенно противоположный результат. Вроде мы попытаемся угодить Богу, пытаемся смирить себя. А получаем прямо противоположный результат!

Дело в том, что духовная жизнь установлена не для того, чтобы мы гордились и кичились своими какими-то подвигами, а для того, чтобы через пост и молитву и бдение мы увидели кто мы с вами есть на самом деле! Мы увидели, что мы с вами начиная много молиться, а у нас кичливость, раздражительность и высокомерие. Через все эти духовные делания, мы призваны с вами увидеть кто мы есть на самом деле, что мы не праведники, а грешники, которые нуждаются в прощении своих грехов, в милости со стороны Бога.

«Во время службы занимаюсь разговорами, отыскиванием помыслов, суетными припоминаниями; во время трапезы вдаюсь в пустословие, имею алчность к подаркам, принимаю участие в чужих падениях, вдаюсь в гибельное соперничество. Такова моя жизнь, столько худого противополагаю своему спасению. И мое высокомерие, мое тщеславие не дозволяют мне подумать о своих язвах, чтобы уврачевать себя. Вот мои доблестные подвиги; таким множеством грехов ополчается на меня враг; и при всем этом домогаюсь я, окаянный, прославиться святостью. Живу во грехах, а желаю, чтобы почитали меня праведником.»

Насколько это точные слова и насколько они относятся ко всем нам с вами. Как только мы начинаем подвизаться и что-то делать, то в нас появляется и начинает развиваться мнение о себе. Поэтому Христос как раз и пришел вот для таких грешников, как мы с вами, чтоб мы увидели, что мы нуждаемся в спасении, помощи и исцелении от своих грехов. И наша с вами задача держаться этого правильного образа духовной жизни. Если вдруг мы с вами увидели, что наши какие-то духовные подвиги приводят нас к мнению о себе. Если мы увидели, что мы стали лучше, что мы стали хорошими, что мы уже избавляемся от каких-то грехов сами по себе, то это как раз означает, что что наша с вами духовная жизни идет совсем не в том направлении. Мы с вами можем оказаться как раз теми фарисеями, новозаветными законниками и книжниками, духовная жизнь которых приводила их к мнению о себе. И результатом их духовной жизни стало отвержение Господа Иисуса Христа и Его распятие.

Очень важно читать творения святых отцов и использовать их опыт и советы в своей духовной жизни, в том числе и для правильной подготовки к исповеди. Наша исповедь должна стать не просто перечислением грехов, а нам необходимо научиться действительно видеть, что происходит внутри нашей души. И тогда придя на исповедь мы сможем раскрыть перед Богом все эти язвы нашей души, искренне покаяться и попросить у Бога благодатной помощи их преодолеть.

Храни всех Господь!

Священник Алексей Иванов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *