Северный Кипр, г. Кирения
+9 0533 848-61-95
info@pravkipr.ru

Вводная лекция: лечение алкоголизма и наркомании

Вводная лекция: лечение алкоголизма и наркомании

Священник Алексей Иванов, Кипр, Северный Кипр, лечение алкоголизма, лечение наркомании

Лечение алкоголизма и наркомании в Православной Церкви

Краткое содержание лекции:

  1. Почему нужно проходить программу 12 шагов в Православной Церкви?
  2. Кратко о первых трех шагах и используемой литературе.
  3. Отличия нашего подхода от АА или почему члены АА получают зависимость от посещения групп?
  4. Почему мы применяем программу 12 шагов в Православной Церкви?
  5. Какой вред может принести православному посещение групп АА?
  6. Как работать по программе 12 шагов вместе с Православной Церковью?


Мы с вами поговорим про лечение алкоголизма и наркомании в лоне Православной Церкви. При нашем русском православном приходе на Северном Кипре существует группа помощи зависимым от алкоголя и наркотиков. В своей работе по лечению алкоголизма и наркомании мы используем программу 12 шагов анонимных алкоголиков.

Почему нужно проходить программу 12 шагов в Православной Церкви?

Наверное, у вас сразу же может возникнуть вопрос: зачем говорить про лечение алкоголизма и наркомании в Православной Церкви, если группы анонимных алкоголиков и анонимных наркоманов, которые работают по программе 12 шагов, существуют сами по себе и приносят достаточно хорошие результаты по лечению алкоголизма и наркомании? Дело в том, что мы только берем за основу программу 12 шагов, но эти шаги и сама программа в определенной степени переработаны, чтобы быть в полном соответствии с учением Православной Церкви.

Надо сказать, что сама по себе программа 12-ти шагов достаточно эффективна при лечении алкоголизма и иных зависимостей. Она возникла внутри протестантской церкви в Америке. Хотя это и протестантская церковь, которая имеет определенные расхождения с православием, тем не менее это все равно христианство, и там сохраняются какие-то основные положения, догматы христианской веры. Благодаря этому программа 12 шагов в целом, в своем направлении очень верная и правильная. Другой вопрос, что в ней есть определенные изъяны, которые накладывают отпечаток протестантского мировоззрения, и которые не дают этой программе во всей полноте воздействовать на зависимого человека, чтобы он мог получить полное исцеление от своей зависимости.

Вы можете посмотреть видео вариант вводной лекции: лечение алкоголизма и наркомании

Кратко о первых трех шагах и используемой литературе.

Программа 12 шагов в целом очень верная, поэтому мы взяли её костяк — 12 шагов, но убрали все протестантские наслоения и оставили ровно то, что может быть воспринято истинным христианством, т.е. православием. Давайте несколько слов скажем о самой программе, а также коснемся того, как происходит работа по программе и какую литературу мы берем за основу.

За основу мы берем все ту же самую «Большую книгу анонимных алкоголиков». В ней мы читаем следующее описание первых трех шагов.

Первый шаг: мы признали свое бессилие перед алкоголем, признали, что мы потеряли контроль над собой.

Второй шаг: пришли к убеждению, что только Бог может вернуть нам здравомыслие.

В классическом прочтении анонимных алкоголиков во втором шаге вместо слова Бог используется формула, что только Сила более могущественная, чем мы, может вернуть нам здравомыслие.

Третий шаг: приняли решение перепоручить нашу волю и нашу жизнь Богу.

В классическом прочтении анонимных алкоголиков здесь есть еще добавление: приняли решение перепоручить нашу жизнь и нашу волю Богу, как мы его понимаем.

В лоне Православной Церкви мы убираем эти добавления из шагов. Хотя, мы оставляем возможность для тех, кто впервые приходит на наши группы помощи в церкви, воспринимать пока Бога так, как они в принципе способны Его сейчас воспринимать. Мы не требуем от новичков, чтобы они моментально уверовали во всю полноту православной догматики.

Конечно, здесь есть определенное здравое зерно, которое присутствует в добавлениях «анонимных алкоголиков». Человеку болеющему, страдающему такой тяжкой болезнью, как алкогольная зависимость или зависимость от наркотиков, конечно, порой бывает очень тяжело сразу принять какие-то четкие, определенные положения православной церкви. В силу того, что зависимый человек в первую очередь страдает тем, что в православной догматике называется гордыней, страдает ужасным самомнением, которое не позволяет ему воспринять то, о чем ему говорит Церковь. И, возможно, нужно какое-то определенное время, прежде чем человек немножко придет в себя, в нем утихнет буря страстей, которые кипят сразу после окончания употребления наркотических веществ в том или ином виде, и тогда человек постепенно действительно способен принять во всей полноте веру в истинного Бога, то есть в Святую Троицу и Господа, и Бога нашего, Спасителя Иисуса Христа.

Отличия нашего подхода от АА или почему члены АА получают зависимость от посещения групп?

В чем же здесь отличие нашего подхода от классического подхода анонимных алкоголиков? Дело в том, что движение анонимных алкоголиков все дальше и дальше уклоняется от того первоначального понимания программы выздоровления, от тех 12 шагов, которые были разработаны в протестантской церкви.

В программе анонимных алкоголиков разное понимание Бога допускалось, во-первых, как первичное послабление, а во-вторых, чтобы дать возможность людям разных религий, разных конфессий войти внутрь движения и получить исцеление, поскольку самая главная цель анонимных алкоголиков – это лечение алкоголизма или наркомании. Сейчас движение анонимных алкоголиков распространилось на все зависимости, поэтому когда мы произносим «анонимные алкоголики», то по сути подразумеваем те группы, те сообщества, которые работают с любыми зависимостями на основе 12-шаговой программы.

Впоследствии, когда анонимные алкоголики и наркоманы старались привлечь все больше людей к себе, чтобы они могли получить выздоровление, то они все дальше уходили от тех христианских основ, которые были у этой программы. Поэтому наша задача дать людям возможность вылечиться от своей зависимости именно в лоне Православной Церкви.

Почему мы уделяем столько внимания этому вопросу? Дело в том, что программа 12-шагов имеет духовный характер и по своей сути основана на православной, христианской аскетике. И если мы её удаляем от Церкви, то она перестает работать во всей своей полноте и теряет свою эффективность. Именно поэтому, по нашему мнению, все те, кто работает по классической программе анонимных алкоголиков не могут до конца получить исцеление от своей зависимости.

Все, кто работает по программе анонимных алкоголиков, называют себя «выздоравливающий алкоголик». Но все время подчеркивается, что выздороветь от алкоголизма и наркомании невозможно, можно получить лишь только отсрочку на определенное время от своей зависимости. Схема выглядит так: до тех пор, пока мы занимаемся программой 12 шагов и регулярно посещаем группы, то у нас есть возможность не употреблять наркотические вещества. Как только мы перестаем посещать группы, этот недуг к нам возвращается.

Здесь возникает определенное противоречие. Потому что если эта программа духовная, если она рождена в лоне христианства, путь даже поврежденного в протестантизме, но тем не менее там, где действует истинный Бог, там, где действует Спаситель наш Иисус Христос. Если Господь нам дарует исцеление, то это исцеление должно наступить. Не может быть такого, что человек получил от Господа исцеление, но оно какое-то условное, то ли оно есть, то ли его нет.

Это какая-то очень странная ситуация, которая вызывает, кстати, очень много критики в адрес анонимных алкоголиков. И многие даже говорят, что вместо зависимости от алкоголя и наркомании, люди получают зависимость от самого движения анонимных алкоголиков, что люди уже не могут жить полноценной жизнью, поскольку вся их жизнь превращена в бесконечный круговорот посещения «живых групп» анонимных алкоголиков, skype-групп, занятий с наставником, который помогает пройти программу 12-ти шагов. Выздоравливающий алкоголик перестает жить полноценной социальной жизнью, а всецело погружен в движение анонимных алкоголиков.

Люди вместо того, чтобы заниматься своими хобби, заниматься семьей, всю свою жизнь превращают в служение движению анонимных алкоголиков: ходят проповедуют, рассказывают, несут весть о том, что можно вылечиться от алкоголизма и наркомании в сообществе анонимных алкоголиков. И действительно иногда со стороны кажется очень странным, что человек вместо одной зависимости получает другую зависимость.
Хотя, может быть, с точки зрения хронического алкоголика или наркомана, от которого все уже отказались, жизнь которого полностью разрушена, наверное, лучше, чтобы у него была зависимость от движения анонимных алкоголиков, чем такой человек умрет где-нибудь под забором или на помойке, всеми брошенный, забытый, и сам впавший в тяжкие грехи, отказавшийся от Бога, от всякой надежды на спасение.

С другой стороны, есть определенный изъян в таком порядке вещей. Почему? Потому что человек действительно должен получить выздоровление. Как его получить и отчего это зависит – об этом мы поговорим дальше более подробно.

Почему мы применяем программу 12 шагов в Православной Церкви?

Теперь несколько слов о том, зачем вообще нужна эта программа 12 шагов. Казалось бы, этот вопрос может показаться очень странным: это программа лечения алкоголизма и наркомании, помогающая избавиться от зависимости. Почему я говорю именно о том, что вопрос сам по себе странный. Ведь для многих Церковь воспринимается как некоторая чудодейственная сила, которая может помочь человеку решить все его проблемы.

Если мы зайдем в православный храм и поговорим с верующими, то мы очень часто услышим, что я пришла или пришел в церковь поставить свечку за болеющего родственника или своего близкого, у которого есть какая-то проблема, в том числе, может быть, и страдающего от какой-то зависимости человека, который ищет исцеления, решения своей проблемы. В церкви мы видим достаточно большое количество людей, которые надеются получить решение своей проблемы. И в случае алкоголизма или наркомании это выражается в том, что люди начинают искать какие-то чудотворные иконы, Неупиваемую Чашу, какие-то святые места, в которых есть какая-то особая благодать, которая может помочь именно в их недуге, именно в их проблеме.

И действительно мы наблюдаем, что верующие люди посещают эти святые места, молятся, читают акафисты, молебны и дают обеты о том, что они не будут больше употреблять алкоголь или наркотики. И, казалось бы, вся их проблема решена! Вопрос закрыт! Однако возвращаясь к себе домой, начиная заниматься своими делами, в какой-то момент они замечают, что проблема начинает возвращаться, может быть, даже незаметно для них самих. В какой-то момент бывший алкоголик или наркоман видит себя, либо с рюмкой в руке, выпивающим ее содержимое, либо со шприцом, либо с иным средством одурманивания.

И уже после того, как они вновь начинают употреблять, они вдруг приходят в себя и даже не могут понять, как это произошло. «А как это произошло? Я же был у таких-то чудотворных икон, в таких-то монастырях, с такими-то духовно опытными людьми говорил, мы же вместе молились, давали обеты. И вдруг я с рюмкой в руке». И опять эта болезнь, этот недуг, этот грех возвращается, и человек порой теряет всякую надежду, теряет веру, может быть, даже в Бога, теряет веру в Церковь.

В конечном итоге, когда человек доходит до своего дна и окончательно спивается, то он приходит к анонимным алкоголикам… Почему к анонимным алкоголикам? Потому что они очень активно проповедуют, посещают реабилитационные центры, работают с такими людьми, которые впали в зависимость в крайней степени, потеряли всякую надежду, от которых все отказались. Когда они попадают на группы анонимных алкоголиков, то им там говорят: «Видите, вам же ваша вера не помогла, и Церковь вам не помогла, и мощи святых, и святые места – ничего вам не помогло. А вот наша программа 12 шагов, наше сообщество вам поможет». И действительно, эти казалось бы спившиеся алкоголики и наркоманы очень часто перестают употреблять алкоголь или наркотики.

Отчего это происходит? Дело в том, что когда мы приходим в Церковь, мы ищем какого-то легкого исцеления. Пусть оно даже внешне может показаться нелегким, нужно собраться, прийти в церковь, осознать свое неправильно поведение, свой грех, исповедаться, причаститься, поехать по святым местам, дать какие-то обеты. Все это требует определенных усилий, но результата нет! Проблема заключается в том, что все наши усилия все равно носят внешний характер. Мы думаем, что можем оставить всю нашу жизнь такой, какой она была, а проблема нашего алкоголизма и наркомании решится лишь поездками по святым местам.

Нет, дорогие друзья! Если мы надеемся на то, что мы сможем оставить нашу жизнь такой, какой она была и просто совершив такие внешние действия, которые, конечно, тоже требуют определенных усилий, мужественности и решительности, то долговременного результата не будет. Временный результат будет, конечно, ведь мы видим, что человек съездил, помолился, он действительно какое-то время не пьет, ведь он получил освобождение от греха, но потом эта страсть опять возвращается.

В чем же здесь дело? Дело в том, что само слово «покаяние» или по-гречески «метанойя» означает перемену ума, не просто какое-то кратковременное действие, а изменение всей своей жизни. И об этом, собственно, и говорит программа 12-ти шагов. Когда мы ее вместе с вами будем выполнять, постепенно, шаг за шагом, то вы увидите, как ваша жизнь начнет меняться. Если Ваша жизнь действительно изменится, и вы начнете жить с Богом и, самое главное, в Православной Церкви, то тогда Вы получите полное исцеление от своей зависимости и надежду на спасение своей души.

Какой вред может принести православному посещение групп АА?

На мой взгляд, анонимные алкоголики неверно интерпретируют то, что происходит с человеком в Церкви. Они противопоставляют религии и, в частности христианство, своей программе выздоровления. Утверждая, что Господь Иисус Христос не дает исцеления, а программа анонимных алкоголиков даст выздоровление от зависимости. Все время на собраниях анонимных алкоголиков подчеркивается эта мысль.

И тут нам важно понять, что если мы посещаем группы анонимных алкоголиков, которые, с одной стороны, безусловно, помогают справиться с своей зависимостью, но с другой стороны, где человек получает эту «бесконечную прививку», в которой говорится: «ты можешь верить в Бога так, как ты хочешь верить, ты можешь понимать Бога так, как ты хочешь Его понимать, неважно, у тебя «свой бог», а у другого «свой бог». Как говорится, живи сам, дай жить другим. Где-то, может быть, в нашей мирской жизни этот принцип верен, но в духовном смысле он абсолютно неверен, более того, он разрушителен.

Почему? Дело в том, что Бог один и Бог есть истина, а истина, как мы с Вами понимаем, может быть только одна, поскольку либо одно верно, либо другое. Поэтому не может у нас быть «своего бога». Мы может верить только в истинного Бога. И это очень важно, потому что когда мы принимаем веру в истинного Бога, то для того, чтобы в него поверить, нам приходится поработать с нашей гордыней, с нашим самомнением, с тем, что мы считаем, что мы лучше всех других знаем, как устроен мир, кто такой Бог, как Он действует, как Он проявляется в нашей жизни. Нам приходится смирить себя под иго Господне, под то, как Церковь учит о Боге.

Почему церковь? Потому что церковь есть тело Христово (Еф.1:22-23). Церковь установлена самим Господом Иисусом Христом (Мф. 16:18). Церковь движима Святым Духом и имеет уже 2000-летний опыт жизни в Духе Святом (Ин.14:16), который она может передать другим людям. И если мы смиряемся и принимаем веру в истинного Бога, то мы побеждаем свою гордыню и даем Богу действовать в нас. Апостол Павел говорит, что сила Божия в немощи совершается (2 Кор. 12:9-10). Там, где мы себя смиряем, там, где мы себя отдаем в руки Божии, там Господь начинает во всей своей полноте, насколько это для нас с вами возможно, действовать в нашей жизни.

А если мы с Вами оставляем для себя такую лазейку, что я вроде где-то и смирился, где-то и покаялся, но все равно «бог у меня свой», то мы здесь оставляем место для нашей гордыни, для нашего самомнения, мнения о себе. И этим моментом как раз пользуются бесовские силы, которые истинного Бога по сути заменяют собою. И человек думает, что он верит в Бога, на самом деле в его жизни может действовать совсем не Бог, могут действовать совершенно иные духовные силы, потому что вокруг нас невидимый духовный мир очень разнообразен.

Там есть истинный Бог, есть ангельские силы, но есть и бесовские силы. И если мы с вами без разбора, без внутреннего понимания, что есть духовная жизнь, как она происходит, как духи действуют на нас, кидаемся в исполнение этой программы, а программа именно духовная, она касается наших отношений с Богом, то здесь мы можем получить вот эту подмену. Вместо обращения к истинному Богу и истинного исцеления, мы можем обратиться к каким-то иным силам, которые, конечно, могут помочь нам решить эту нашу земную проблему. Но возникает вопрос: а что же будет с нашей вечной жизнью, получим ли мы вечную блаженную жизнь с Господом Иисусом Христом в Царствии Небесном или же мы попадем в тартар, в адские обители, уготованные дьяволу и ангелам его, как об этом говорит Священное писание (Мф 25:41).

Вот здесь нужно очень внимательно отнестись к этому вопросу, потому что погнавшись за решением своей насущной проблемы мы можем получить очень серьезное духовное повреждение. И это же касается всех тех людей, которые относят себя к Православию, но находятся внутри движения анонимных алкоголиков.

Эти православные ходят в церковь, исповедуются и причащаются, но они, посещая собрания анонимных алкоголиков, во-первых, на каждом собрании вместе молятся с теми людьми, которые говорят, что у них «свой бог», свое понимание «Высшей силы», и даже это иногда комично звучит, когда несколько человек собираются на таком собрании, и каждый говорит: «А вот моя «высшая сила», а вот «мой бог», а вот у «моего бога» такие свойства, а у «другого бога» другие свойства». Это, конечно, для человека православного, воцерковленного, имеющего какое-то понимание об истинном Боге, все это звучит как настоящее язычество.

Если православные, приходя на эти собрания, вместе молятся с этими людьми и, по сути, они заражены этой идеей о том, что у каждого есть «свой бог». Они считают себя православными и верующими в истинного Бога, но при этом они допускают, что у других людей может быть «свой бог». С точки зрения православия, это полный абсурд! Может быть, они даже искренне уверены, что они православные, но, на самом деле, они от православия очень далеки.

Такими поступками они отрекаются от истинного Бога. Почему? Потому что если мы посмотрим на жизнь ранней церкви, то мы увидим, что церковь стоит и основана на крови мучеников. А что это были за мученики? Это были христиане, которые отказывались принести элементарную жертву другим богам. Когда им говорили, возьмите горсточку семян пшеницы и бросьте на алтарь Юпитера. Вы можете даже не верить вообще в этих языческих Богов. Это просто будет элементом вашей гражданской лояльности императору, Римской Империи, тому строю, в котором вы сейчас живете. И первые христиане отказывались это сделать. Почему? Потому что они понимали, что, допуская поклонение иному богу, допуская, что этот бог есть, что он может помогать людям, что с ним можно входить в общение, они отрекались от истинного Бога, в которого они верили.
Сейчас у большинства православных это понимание полностью разрушено, и это мы как раз и видим на примере анонимных алкоголиков.

Православные ходят на собрания анонимных алкоголиков, молятся вместе с теми людьми, которые, по сути, являются язычниками, объявляя, что у них «свой бог». Конечно же, это не может не отразиться на их духовной жизни. Эти православные, по моему убеждению, никогда не получат истинного исцеления от своей страсти, от своего греха, от своей болезни, как угодно вы это можете назвать. Не получат! Почему? Потому что через молитву с язычниками они входят в общение с иными духовными субстанциями. Значит они не отказались от своей гордыни, значит они не предали себя в руки Божии, значит они не вошли в жизнь Церкви и не последовали учению Господа Иисуса Христа.

Как работать по программе 12 шагов вместе с Православной Церковью?

Мы дали Вам информацию по всем основным вопросам и объяснили почему мы создали группу трезвости и начали лечение алкоголизма и наркомании внутри Православной Церкви на основе программы 12-ти шагов анонимных алкоголиков. Именно для того, чтобы у тех людей, которые хотят получить исцеление вместе с православной церковью, была такая возможность, и они четко понимали, в чем разница между нашим пониманием прохождения 12-ти шагов и тем, с чем вы можете столкнуться внутри «анонимных алкоголиков», посещая их группы и работая с наставником.

И что же дальше? А дальше мы предлагаем вам начать лечение алкоголизма и наркомании по этой программе вместе с нами. Для этого необходимо выполнить три пункта.

  1. Вы можете смотреть видео беседы по каждому шагу, в которых я очень подробно постараюсь разъяснить, как выполнять каждый шаг, что он означает, в чем смысл этого шага.
  2. Вы можете посещать наши «живые» группы взаимопомощи, которые проходят при церкви Пресвятой Богородицы в деревне Арапкей на Северном Кипре или участвовать в наших скайп группах, если Вы живете вне Кипра. Информация по тел.: +9 0533 848-61-95 (вайбер или вотсап), скайп: alex.i2010
  3. Индивидуальная работа с наставником, который помогает пройти 12 шагов. В данном случае этим наставником выступаю я сам, священник Алексей Иванов. Мы с Вами будем индивидуально работать, читать книгу, выполнять определенные задания, конечно же молиться. Если Вы не живете на Кипре, то работа может проходить удаленно через скайп, вайбер или вотсап. Контакты: тел.: +9 0533 848-61-95 (вайбер или вотсап), скайп: alex.i2010

Для тех, кто хочет временно сменить обстановку, чтобы выбраться из накатанной житейской колеи, где все напоминает о прежней нетрезвой жизни и более углубленно поработать над прохождением программы 12 шагов, мы предлагаем пожить несколько недель на Северном Кипре около нашего прихода. Вы сможете посещать православные богослужения, помогать в храме, совершать паломничество по святым местам, а главное — поставите на первое место лечение алкоголизма или наркомании, когда посвятите свое основное время на выполнение программы 12 шагов, которая всецело направлена на скорейшую реабилитацию. Информацию по стоимости и условиям проживания на Северном Кипре можно получить по тел.: +9 0533 848-61-95 (вайбер или вотсап), скайп: alex.i2010

Храни Вас Господь!

Священник Алексей Иванов

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *