Северный Кипр, г. Кирения
+9 0533 848-61-95
info@pravkipr.ru

Как пройти 1-й шаг, программы 12 шагов

Как пройти 1-й шаг, программы 12 шагов

Священник Алексей Иванов, лечение алкоголизма и наркомании, программа 12 шагов, 1 шаг, Северный Кипр, Кипр

Краткое содержание лекции:

  1. 1-й шаг, программы 12 шагов: определение
  2. Зачем признавать свое бессилие, если есть масса способов бросить пить?
  3. Что такое алкоголизм: слабоволие, грех или болезнь?
  4. Феномен тяги или «аллергия» на алкоголь
  5. Алкоголизм с точки зрения Православной Церкви: грех, страсть, порок
  6. «Аллергия» на алкоголь, с точки зрения православия (родовой грех)
  7. Взгляд на 1-й шаг через призму понимания, что такое алкоголизм
  8. Мы пьем потому что не можем жить трезвой жизнью (сухая трезвость)
  9. Наша цель не бросить пить, а научиться жить полноценной, счастливой и радостной жизнью
  10. Ошибки в выполнении 1-го шага, программы 12 шагов
  11. Практические рекомендации по прохождению 1-го шага
  12. 1-й шаг, программы 12 шагов с точки зрения Церкви

1-й шаг, программы 12 шагов: определение

Мы начинаем разбор первого шага программы 12 шагов. Он звучит следующим образом:

«мы признали свое бессилие перед алкоголем, перед своей зависимостью, признали, что потеряли контроль над собой»

Это означает, что мы действительно должны полностью капитулировать, по крайней мере, перед самими собой и признать, что никакие наши собственные усилия не могут дать выздоровления, исцеления от нашей с вами зависимости. Еще раз напоминаю, что я произнес «признали свое бессилие перед алкоголем» и добавил «зависимость». Вместо зависимости можно подставить любую другую форму, как наркомания, игромания и т.д. То есть мы действительно должны признать, что мы ничего не можем сделать со своей жизнью. Мы должны согласиться с тем, что наша жизнь приняла абсолютно неуправляемый характер.

Вы можете посмотреть видео лекцию отца Алексея Иванова о 1-ом шаге, программы 12 шагов:

Зачем признавать свое бессилие, если есть масса способов бросить пить?


Здесь мне хочется обратить ваше внимание на следующий момент: а зачем же нам делать такое заявление, ведь оно связано с очень серьезными выводами, которые мы должны сделать, чтобы действительно сказать о том, что мы потеряли контроль над своей жизнью? Если мы обратимся к интернету или пообщаемся со знакомыми и друзьями, то мы услышим, что существует масса способов, которые могут помочь нам избавиться от алкоголизма или другой нашей зависимости: можно закодироваться, можно начать ходить к психологу, можно проявить силу воли, почитать какую-то литературу, сходить в церковь, помолиться, съездить в святые места. Существует масса способов, которые могли бы нам помочь справиться с нашей зависимостью. Но должен вам сказать, что те, кто приходит выздоравливать в нашу группу трезвости по программе 12 шагов, обычно перепробовали уже все методы: они и кодировались, и подшивались, работали с психологами и психотерапевтами, принимали соответствующие препараты. К сожалению, никаких долговременных результатов все это не дает. Мы сейчас с вами попытаемся в этом разобраться.

Что такое алкоголизм: слабоволие, грех или болезнь?

Для этого нам потребуется дать более подробный разбор, а что же такое алкоголизм, наркомания или иная зависимость сама по себе. Может быть, это слабоволие, поскольку многие говорят: «У вас слабая воля, поэтому вы не можете бросить пить, принимать наркотики или играть. Просто у вас слабая воля. Поработай над своей волей, и вопрос будет решен». Некоторые говорят, что это просто распущенность. Человек невоспитанный, распущенный, позволяет себе много лишнего, поэтому пьет, дебоширит, творит неприличные вещи, и весь вопрос в том, что нужно просто взяться за ум, взяться за себя, и вопрос будет решен. Если мы обратимся к опыту Православной Церкви, к церковному учению о духовной жизни, которое называется аскетика, то мы услышим такие термины, как «грех» и «страсть».

В сообществе анонимных алкоголиков было разработано дополнительное понятие, которое говорит о том, что алкоголизм, наркомания или другая зависимость являются болезнью, которая охватывает все сферы жизнедеятельности человека: его разумную деятельность, деятельность его души и тела, то есть все сферы жизнедеятельности человека. Зависимость разрушает всего человека в целом. И они предлагают использовать такой термин как «болезнь», в том числе еще и потому, что, по их мнению, у того человека, который потребляет, например, алкоголь, возникает такой феномен как аллергия на этот препарат. И когда человек принимает алкоголь, у него возникает эффект аллергии в виде непреодолимой тяги.

Феномен тяги или «аллергия» на алкоголь

Было замечено, что у некоторых людей, которые принимают алкоголь, нет этого эффекта тяги или аллергии, а у других наоборот этот эффект возникает. Человек может выпить совсем чуть-чуть и потом не может остановиться, пьет до тех пор, пока не допивается до такой степени, что уже дальше не может функционировать и вынужден спать, либо отключается полностью. Действительно, такой феномен мы замечаем. Если мы принимаем эту гипотезу, что у человека возникает аллергия на алкоголь или, допустим, наркотик, то это может нам помочь более полно осмыслить эту проблему, то есть не свести ее к какой-то одной сфере, а действительно посмотреть на нее шире со всех сторон.

Может быть, эта гипотеза «аллергии» не доказана с медицинской точки зрения, но такой эффект мы действительно наблюдаем, когда некоторые люди, принимая алкоголь, замечают в себе, что у них возникает непреодолимая тяга употреблять его до тех пор, пока они действительно не напиваются. А у других людей такого эффекта от алкоголя нет, они выпивают чуть-чуть, может быть, рюмочку, может быть, две-три, чувствуют эффект расслабления, повышенного настроения, и дальше у них не возникает никакого желания употреблять алкогольные напитки.

Алкоголизм с точки зрения Православной Церкви: грех, страсть, порок

Давайте на этом вопросе остановимся поподробнее и попытаемся разобраться, что же такое алкоголизм или наркомания, или вообще зависимость. Если мы с вами обратимся к церковному опыту и посмотрим, как об этом говорят святые отцы и учение Церкви в целом, то мы увидим, что человек в нынешнем своем состоянии находится в состоянии грехопадения, которое произошло еще у первых людей Адама и Евы. Они нарушили заповедь Божью, и, как это объясняет учение Церкви, полностью повредили свою человеческую природу. То есть человеческая природа, которую мы сейчас имеем, имеет искаженный характер. Это выражается в том, что мы с вами болеем, стареем, страдаем и умираем, с одной стороны. А с другой стороны, мы с вами имеем такое свойство, как удобоприклонность ко греху, которое проявляется в том, что, если мы имеем перед собой какой-то соблазн, какое-то греховное искушение, мы очень легко на это внутренне соглашаемся и совершаем грех.

Грех – это наше личное, свободное нарушение заповедей Божьих, когда мы знаем, что так поступать нельзя, но тем не менее мы поступаем, нарушая заповедь Божью. И если мы этот грех повторяем определенное количество раз, то есть регулярно его совершаем, то велика вероятность, что этот грех постепенно перейдет в состояние страсти.

Страсть – это такое состояние, когда мы с вами начинаем терять контроль над собой и над ситуацией. Регулярно совершаемый грех уже начинает владеть нами. Когда мы первый раз совершаем грех, то обычно мы с вами внутренне свободны. Например, перед нами стоит рюмка алкоголя. Представим, что у нас еще нет опыта употребления алкоголя или, может быть, наркотических веществ, или мы впервые пришли в казино и увидели рулетку или другие виды азартных игр. В этом случае у нас нет внутренней тяги и внутреннего предопределения, чтобы совершить какой-то греховный поступок, проиграть деньги в казино или употребить наркотики, или напиться, то есть мы совершенно свободны. Мы можем выпить, а можем и не пить. Но если мы это действие начинаем повторять многократно, то постепенно он переходит в состояние страсти, когда мы начинаем терять свободу, то есть мы видим налитую рюмку спиртного и уже не можем удержаться. Почему? Потому что этот алкоголь уже получил над нами определенную власть.

Человек заходит в казино, и он уже не может остановиться, он начинает играть и проигрывает последние деньги. Человек видит какую-то ситуацию, где он может употребить наркотики, и он их употребляет. Почему? Потому что он потерял свободу. Грех перешел в состояние страсти и в определенной степени уже властвует над человеком.

Здесь я должен сказать, что если мы просто где-то за столом употребили какое-то количество алкоголя, греха никакого нет. Здесь я имею в виду ситуацию, когда человек начинает уже злоупотреблять алкоголем и начинает употреблять его к месту, и не к месту. Вот именно это становится грехом, и впоследствии приводит к образованию греховной страсти.

И третья степень – порок. Порок образуется тогда, когда эта страсть переходит в неотделимое свойство или качество человеческой личности. Когда человек настолько потерял контроль над собой, что он вообще не мыслит существование себя, своей личности без предмета своей страсти.

Если мы вернемся на уровень страсти, то здесь, конечно, нужно отметить, что у человека все-таки сохраняется еще возможность по временам останавливаться. И мы действительно видим, что человек, злоупотребляющий алкоголем, по временам пьет, впадая в запои, но потом он из них выходит и какое-то время не пьет. Человеку удается «на зубах», силой воли себя удерживать, но потом он опять срывается. Однако же у человека все еще сохраняется слабая возможность себя контролировать и по временам преобладать над этим грехом.

Когда эта греховная страсть переходит в состояние порока, то здесь теряется всякая свобода. Человек, может быть, и хотел бы перестать, но у него настолько поражена волевая составляющая его души, что он не в состоянии что-либо сделать. Он видит алкоголь и не может отказаться от употребления. Более того, даже если он его не видит, он предпринимает любые действия и использует любые средства, чтобы этот алкоголь или наркотическое вещество добыть и употребить. И мы знаем, что были массовые случаи, когда люди отравлялись такими препаратами, как боярышник, другими спиртовыми препаратами, которые совершенно не годятся для приема человеком. Однако человек, который пришел в состояние порока, уже собой не управляет. Он понимает, что это употреблять нельзя, что это, может быть, убьет его, но он ничего с собой поделать не может.

На примере этой схемы действия греха хорошо видно, что духовное понимание, которое присутствует в православной аскетике, относительно понимания зависимости дает наиболее полное объяснение, что происходит с человеком. Алкоголик или наркоман действительно совершает грех. А грех, с точки зрения православной аскетики, влияет на человека в его целом. Соответственно, он влияет и на его личность, и на его душу со всеми ее силами, разумной, чувственной, волевой. И грех, естественно, влияет и на наше тело. И здесь мы можем принять концепцию анонимных алкоголиков, что у некоторых людей возможно наличие «аллергии» на алкоголь, на который они реагирует не так адекватно, как другие люди. Одним словом, зависимость является грехом, но это можно в том числе в определенной степени назвать болезнью, потому что грех является болезнью человеческой природы, которая сейчас искажена и удобоприклонна ко греху.

Аллергия на алкоголь, с точки зрения православия (родовой грех)

Может показаться, что если у человека присутствует «аллергия» на алкоголь, то от человека это не зависит. Если у нас есть аллергия на пыль или на домашних животных, то при вхождении в контакт с пылью или шерстью домашних животных у нас возникает аллергия. Вроде бы это не касается наших личных нравственных качеств и наших личных грехов, потому что грех всегда носит личный характер. Здесь надо более подробно остановиться на этом моменте, чтобы понять, как же это возможно с точки зрения православия.

Дело в том, что мы с вами наследуем от своих родителей, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек не только физическое сходство с ними, но и все те заболевания, которые передаются половым путем. Это все прекрасно знают. При этом мы забываем, что вместе с телесными заболеваниями мы от своих предков принимаем определенные духовные и душевные повреждения, которые определенным образом действуют в нашем роде. Например, мы из Библии знаем, что есть род Каинов и род Сифов. Есть род сынов Божьих, которые стремились идти путем исполнения заповедей и служения Богу, а есть род Каинов, где люди целенаправленно идут против Бога, культивируя в себе определенные греховные страсти. В определенный момент род Каинов и Сифов смешались между собой, поэтому становится совершенно очевидным, что все современные люди несут на себе родовые грехи или родовое повреждение, то есть предрасположенность к определенным видам греха. В том числе это может быть алкоголизм или склонность к каким-то зависимостям. И это родовое повреждение накладывает отпечаток и на нашу душу, и на наше тело.

Мы также знаем, что если человек родился в семье, где употребляли алкоголь, то с большой долей вероятности у него развивается склонность к этой зависимости. Возможно, передается и вот это телесное повреждение в виде «аллергии» на алкоголь. И когда человек, имея такое родовое повреждение, в первый раз употребляет алкоголь, то он может столкнуться с тем, что у него возникает не совсем адекватная реакция, то есть он в большей степени, чем другие, склонен к тому, чтобы начать злоупотреблять алкоголем и в конечном итоге довести себя до неизлечимого состояния, когда этот грех, повторяющийся постоянно, переходит в состояние страсти, а потом может перейти в состояние порока, когда он уже неотделим от личности. Эта схема может помочь нам понять, каким образом один человек становится алкоголиком, а другой человек совсем и не становится алкоголиком, хотя и употребляет алкоголь регулярно.

Взгляд на 1-й шаг через призму понимания, что такое алкоголизм

Теперь, когда мы с вами поговорили о природе возникновения зависимости, мы можем вернуться к описанию первого шага и еще раз постараться задуматься над ним. Мы признали свое бессилие перед нашей зависимостью, перед алкоголем, наркотиком, игроманией. Мы увидели, что это уже не просто случайный грех, а уже такое наше внутреннее состояние, когда оно перешло в состояние страсти. Хотя мы по временам вроде бы и можем вернуть свое здравомыслие и свободу, а по временам уже и нет. А кто-то, может быть, дошел до такого состояния, когда уже полностью порабощен этой греховной страстью, то есть находится в состоянии порока.

И второй момент: мы должны осознать, что мы полностью потеряли контроль над своей жизнью. Поэтому иные средства, такие, как, например, кодировка или психологи, или психотерапевты, или гипноз, помочь нам не могут. По той причине, что эти средства в основном направлены на то, чтобы каким-то образом перестать принимать то одурманивающее средство, от которого мы с вами приобрели зависимость. Но проблема алкоголизма, проблема зависимости и зависимых людей лежит гораздо глубже, чем просто восприятие этой проблемы как необходимость отказаться от алкоголя и наркотиков.

Мы пьем потому что не можем жить трезвой жизнью (сухая трезвость)

Дело в том, что настоящий алкоголик пьет по той причине, что жизнь без алкоголя для него становится невыносимой. Это жизнь, которая воспринимается им как нечто чуждое, совершенно неприемлемое, которое не устраивает этого человека. И мы действительно видим, что алкоголик, который, например, закодировался, то есть принудительным способом отказался от алкоголя, становится чрезвычайно раздражительным. Он не удовлетворен своей жизнью. У него постоянная неудовлетворенность, внутреннее беспокойство и повышенная тревожность. Человек как будто сидит на иголках. Любой повод – он раздражается, выходит из себя и т.д.

Такая трезвость называется «сухой трезвостью». Это означает, что зависимый человек не употребляет вещество, от которого он зависим, но на самом деле болезнь, грех, страсть в нем продолжает прогрессировать. И зачастую, как только прекращается действие этой кодировки, человек тут же напивается и замечает, что эта болезнь в нем уже прогрессировала. Если раньше он употреблял одну норму, то теперь начинает употреблять гораздо больше. Пускай, может быть, не сразу, но этот разгон до более высокой нормы происходит очень быстро.

Как же так? Что здесь происходит внутри человека? Давайте об этом поподробнее поговорим. Дело в том, что если в нас развилась какая-то греховная страсть, и мы не стараемся ее излечить определенными мерами, то даже если мы не грешим и не совершаем этот грех, но эта страсть в нас все равно продолжает действовать внутри нас.

Наша цель не бросить пить, а научиться жить полноценной, счастливой и радостной жизнью

Поэтому наша с вами задача и задача нашей 12-шаговой программы – это не просто перестать пить. Просто перестать пить – это первоначальная и промежуточная задача, с которой все только начинается, а дальше мы должны научиться жить трезвой жизнью, и не просто трезвой, а счастливой, радостной и полноценной жизнью, чтобы мы действительно могли ощущать всю полноту бытия. А чтобы этого достичь, необходимо произвести внутренние изменения над собой, которые связаны, в первую очередь, с переоценкой всей своей жизни с духовно-нравственных позиций.

Необходимо признание своих изъянов и грехов, своей неправоты там, где мы их проявляли. Нужно сделать анализ тех ситуаций, когда мы нанесли вред другим людям и проявить желание возместить ущерб всем тем людям, которым мы нанесли урон. Мы должны поставить свою жизнь на совершенно иные рельсы: веры в Бога и упования на Него.

Именно об этом уже говорит второй шаг программы 12 шагов, который заключается в том, что мы должны увидеть и признать, что только Сила более могущественная, чем мы, может решить проблему нашей зависимости, нашей страсти, может быть, уже даже порока. И для этой Силы, которая больше, чем мы, нет никаких препятствий, нет никаких ограничений, нет никаких пределов. Эта Сила может решить нашу проблему, и совершенно неважно, в каком состоянии она находится, в состоянии страсти или в состоянии порока.

Ошибки в выполнении 1-го шага, программы 12 шагов

Но прежде чем к этому перейти, мы должны выполнить первый шаг программы 12 шагов, а первый шаг заключается в том, что мы должны признать свое бессилие, признать, что мы потеряли контроль над своей жизнью. Вроде бы это простые слова, ясные и понятные. И, может быть, многие из тех, кто прочитает эту статью, скажут: «Хорошо, мы это признаем! Мы видим, что мы потеряли контроль над собой и осознаем свое бессилие над зависимостью».

Но на самом деле, очень часто это остается лишь пустыми словами, потому что за этими утверждениями не стоит внутреннего осознания своего бессилия перед зависимостью, поскольку мы не прочувствовали это до глубины души. Мы не осознаем, что если мы вернемся к прошлой жизни, то наша жизнь по сути на этом может и закончиться, потому что некоторые уже не смогут вернуться опять к здоровой и трезвой жизни. Для некоторых возврат к своей зависимости приведет уже прямиком к могиле. И таких случаев мы знаем немало, даже в современной практике. Людей, которые работают по программе 12-ти шагов, срыв приводит к тому, что они просто умирают. Потому что люди уже изначально приходят в программу 12 шагов, развив свою зависимость до крайней степени, и срыв приводит к тому, что новый запой просто убивает человека, и на этом жизнь человеческая оканчивается.

Поэтому очень важно именно осознать, что мы действительно хотим от этого избавиться. Ведь очень часто бывает, что человек на словах признает, что он выполнил первый шаг, а на самом деле у него в глубине души таится надежда, что, может быть, он «научится пить, играть, употреблять наркотические вещества», таким образом, чтобы это не приводило к запоям, не приводило к тому, что человек проигрывает все свое имущество и имущество своей семьи и своих близких. Он надеется, что настанет когда-нибудь такое время, когда он снова будет наслаждаться этим грехом. Если в нас остается существенная часть такого мнения, то мы очень легко можем сорваться и вернуться в греховную жизнь.

Практические рекомендации по прохождению 1-го шага

Поэтому прохождение первого шага связано не только с тем, что вы должны прочитать этот текст, но необходимо вместе со своим наставником работать по большой книге анонимных алкоголиков. Здесь я даю лишь основные моменты, которые надо знать. Но когда вы со своим наставником уже работаете по «большой книге анонимных алкоголиков» и выполняете задания, которые вам дает наставник, то у вас есть возможность более глубоко осознать все эти моменты и всю остроту этой проблематики.

И, конечно, необходимо посещать группы взаимопомощи, на которых вы можете слышать живые мнения, высказывания других участников, которые выздоравливают по программе 12 шагов. Очень важно увидеть пример тех людей, которые идут по пути исцеления от своей зависимости, и их опыт выздоровления мы можем применить и к себе. И мы действительно можем быть уверены, что это не просто какая-то фикция, а программа, которая на сегодняшний момент помогает миллионам людей победить свою зависимость.

1-й шаг, программы 12 шагов с точки зрения Церкви

Также хочется провести аналогию первого шага с тем, что мы с вами читаем в Новом Завете. В пятой главе Евангелия от Матфея в Нагорной проповеди Господь Иисус Христос дает нам 9 заповедей блаженства. Первая заповедь гласит: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3). Здесь мы видим прямую аналогию с первым шагом: признать свое бессилие. А в Евангелии мы читаем: «Блаженны нищие духом». Что это означает? Означает, что человек должен увидеть свою нищету, нищету не денежную, не в материальном смысле, а духовную нищету, видеть, что в нас нет Духа, что мы не способны всецело обратиться к Богу и следовать за Ним, исполняя Его заповеди. Мы видим в себе эту нищету, видим в себе это бессилие, и именно это является первым шагом к тому, чтобы начать выздоравливать, к тому, чтобы приобрести благодать Духа Святого, которая может в нас вселиться и помочь нам действительно преобразиться. Но приобретение благодати Святого Духа и духовно-нравственное преображение человека напрямую связано с видением и осознанием того, что у нас сейчас этого Духа нет.

Также мы можем провести аналогию с житейскими делами: для того, чтобы чему-то научиться, чтобы в чем-то возрасти, в каком-то умении, в науке, в каких-то занятиях, нам нужно сначала убедиться, что мы не умеем, что мы не знаем. И только тогда мы для себя открываем путь к тому, чтобы освоить для себя новое знание, новый навык. Это напрямую касается нашей с вами духовной, внутренней жизни. И именно об этом говорит первый шаг.

А апостол Павел к этому добавляет: «Сила Божия в немощи совершается» (2 Кор. 12:9). Вот так парадоксально действует духовный закон. Если в мирской жизни мы пытаемся себя как-то немного приподнять, некоторые советуют иметь уверенность в своих силах, верить в себя, почувствовать, что мы действительно можем решить какую-то задачу, то в духовой жизни все наоборот. Потому что сила Божия в немощи нашей совершается. И чем больше мы видим эту нашу немощь и духовную нищету, тем больше мы даем возможности благодати Духа Святого действовать в нас и преображать нас, изменяя нашу жизнь. А как только мы начинаем думать, что мы сами можем справиться с проблемой, мы сами можем ее решить, тут же благодать Духа Святого отходит от нас и мы опять впадаем в свои прежние грехи.

Поэтому, дорогие друзья, заканчивая нашу сегодняшнюю беседу, в которой мы попытались достаточно подробно разобрать первый шаг программы 12 шагов: что он означает, что означает такая болезнь как алкоголизм, и с телесной, и с духовной точки зрения, и то, как нам нужно этот шаг выполнить.

Храни всех вас Господь!

Священник Алексей Иванов

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *