Как пройти 2-й шаг, программы 12 шагов
Краткое содержание лекции:
2-й шаг, программы 12 шагов:
Мы начинаем рассмотрение второго шага программы выздоровления от зависимостей. Для того, чтобы хорошо выполнить второй шаг, нам необходимо еще раз убедиться, что мы правильно, качественно, во всей полноте постарались выполнить именно первый шаг, который заключается в том, что мы признали свое бессилие перед алкоголем, наркотиком или иной зависимостью, признали, что мы потеряли контроль над своей жизнью. Осознав все это действительно до глубины своей души, до глубины своего сердца и своего ума, мы можем уже перейти ко второму шагу, который заключается в том, что:
«Нам необходимо прийти к убеждению, что только Сила более могущественная, чем мы, может вернуть нам здравомыслие.»
Здесь мы встречаем два ключевых словосочетания: «Сила более могущественная, чем мы или некая Высшая сила» и «здравомыслие». То есть некая Высшая сила должна вернуть нам здравомыслие. И мы с вами приходим к полному убеждению, что мы сами по себе здравомыслие вернуть себе не в состоянии. Нужен некто, кто поможет нам решить нашу проблему с зависимостью. Давайте теперь разбираться, что это за Высшая сила или Сила, более могущественная, чем мы, как Ее обрести, где Ее найти и что это такое.
Вы можете посмотреть видео лекцию священника Алексея Иванова о 2-ом шаге, программы 12 шагов:
Конечно, если брать совсем просто, то под этой Силой мы понимаем Бога как некое Сверхсущество, которое создало этот мир, создало нас с вами, которое обладает такими качествами, как всемогущество, свобода, вечность, которое промышляет о нас с вами, то есть имеет определенный замысел о своих творениях, и в первую очередь, конечно, о людях. Отсюда мы можем сделать вывод, что в человеческой жизни должен быть какой-то смысл. Раз Бог создал нас, значит он создавал не просто так, ведь Бог — это не какая-то бессмыслица, Бог — это разум. И мы видим, как разнообразно в окружающем мире проявляется эта разумность, даже, казалось бы, в каких-то неживых явлениях. Тем более, что мы можем сделать вывод, что сам Бог обладает абсолютной разумностью, целесообразностью, значит и в человеческой жизни есть какой-то план, какой-то замысел, который мы с вами должны выполнить. Но опять же мы с вами так можем говорить, если мы верующие люди, если мы являемся, например, православными христианами, знаем основы богословия, мы можем спокойно это все принять и уяснить для себя, что только Бог так, как он понимается в христианстве, в православии, действительно может нам помочь и решить нашу проблему.
Но проблема здесь несколько иного порядка. Поскольку в программу приходят люди, которые еще не уверовали в Бога, вообще не верят в Бога или являются агностиками, то есть признают, что есть какая-то Высшая сила, а может быть, и нет. Но эти вопросы до конца не познаваемы, неопределимы, поэтому для человеческой жизни такого большого значения не имеют. Есть люди, которые приходят, рожденные в каких-то других религиозных традициях, например, мусульмане, буддисты или индуисты. Не важно, в какой, поскольку от зависимости, от алкоголизма, наркомании, игромании страдают люди всех наций, вне зависимости от цвета кожи, вероисповедания, политических или иных взглядов. Мы все равны перед этой опасностью, перед этой тяжелой болезнью, которая охватывает всего человека, все сферы его души, его личность, его разумную деятельность, его духовную составляющую человеческой жизни. Поэтому нам нужно разобрать, как люди, которые еще не имеют полноты веры в Бога так, как он открыт в христианстве, в православии, через Священное Писание, через Священное Предание, как им выполнить второй шаг. И для этого нам нужно сначала определить, с какими ключевыми проблемами сталкивается зависимый человек, когда приходит к выполнению второго шага. И таких проблем две: первая – эгоизм, и вторая – предубежденность. Давайте немного об этом поговорим. Эгоизм – я думаю, все прекрасно понимают, что это такое. Мы часто друг друга называем эгоистами, когда кто-то не делает так, как нам хочется и как нам видится, как это должно быть сделано. Но здесь нужно отметить, что зависимый человек не просто иногда дает слабину в каких-то моментах человеческой жизни, выполняет какие-то прихоти, пусть даже греховные, иногда выполняет, а иногда находит в себе силы этого избегать, а человек, который уже всецело стал зависимым от какого-либо греховного действия, которое разрушает нас изнутри. Об этом мы с вами говорили в первом шаге, как зависимость влияет на человека, как она разрушает его человеческую природу, причем на всех уровнях бытия человека. Поэтому если кто-то хочет поподробнее в этом разобраться, кто еще не слушал беседы по первому шагу, пожалуйста, посмотрите эту беседу, чтобы более полно составить для себя картину, как зависимость действует на человека. Если зависимость уже перешла в состояние порока в человеке, то есть стала неотделимым качество этой уникальной личности, то мы наблюдаем, что здесь эгоизм действует в своей сверхсути, некой сверхсиле, что человек зациклен на самом себе. Такой парадокс, мы видим, что мы в беде, мы полностью потеряли контроль над своей жизнью, мы поняли, что мы бессильны перед своей зависимостью, мы даже, может быть, выполнили первый шаг так, как он должен быть выполнен. Но при этом в нас сохраняется страшный эгоизм, внутренняя фундаментальная убежденность в том, что мы все знаем, мы все умеем, может быть, если мы не все знаем и не все умеем, то нам ничего не стоит в этом разобраться, составить свое мнение, вынести жесткое, четкое суждение, из которого станет понятно, что мы обо всем знаем. И вот этот эгоизм, который действует в зависимом человеке, мешает с открытым умом, с открытым сердцем воспринять новую информацию, которая для нас с вами необходима, чтобы получить выздоровление. Второй момент – это предубежденность. На фоне этого эгоизма мы очень часто имеем предубежденность, то есть, не думая, не задумываясь, не размышляя, мы сразу выносим какие-то штампы, что Бога нет, а если есть, то Он какой-то злой, чуть ли не палач, который следит с неба за тем, как действуют люди, кто-то согрешил, и Господь только и ждет, как бы ему привести в исполнение наказание над этими людьми. Одним словом, зависимого человека сопровождают две беды, две проблемы: эгоизм и сугубая предубежденность. Поэтому, чтобы нам выполнить второй шаг, нам нужно попытаться решить проблему с этими двумя пунктами. Как это сделать? Давайте разбираться.
Как быть атеистам?
Для начала я приведу некую классификацию людей, я их условно классифицирую по их отношению к высшей силе или к Богу. Начнем с атеистов или воинствующих безбожников, людей, которые приходят в программу, имеют зависимость, но при этом они жестко противостоят Богу, «да, может, зависимость у меня и есть, может быть, контроль над своей жизнью я потерял, но все равно никого выше меня быть не может». Вот так эгоизм действует в этих людях. Но опять же действует и предубежденность, потому что идут жесткие штампы относительно религии и Бога в целом: религия всегда противостояла развитию науки, что наука против религии, что ученые доказали, что мир произошел от Большого взрыва, что человек произошел от обезьяны. Масса таких штампов, над которыми человек, может быть, даже не задумывался глубоко, он их как-то воспринял по своему внутреннему эгоистическому устроению, и как-то их принял, они легли ему на душу, и он с ними живет, они его вполне устраивают и соответствуют ему в той внутренней нравственной установке, которая у человека есть. Если у меня, допустим, развит в крайней степени эгоизм, то понятно, что мне никакая Высшая сила не нужна, потому что для эгоиста, для эгоцентриста в центре всего мира находится он сам. Он занимает место Высшей силы, а весь остальной мир крутится вокруг него. Поэтому здесь совершенно очевидно, что принятие этих штампов, принятие атеистической позиции вполне понятно с философски-теологической точки зрения. Человек сам себя поставил на место Бога. Но при этом он имеет массу проблем, таких, как зависимость, с которой он, хотя и поставив себя на место Бога, справиться не может. И он, уже выполнив первый шаг, пришел к пониманию того, что он потерял здравомыслие.
У меня нет задачи разубеждать людей, в том, что их атеистические взгляды ошибочны, что Бог на самом деле есть. На эту темы можно говорить очень много. Есть даже целый отдел богословской науки, который называется апологетика, что в переводе с греческого означает «защита», который как раз разбирает общепринятые социумом штампы относительно Бога, религии и всего того, что с этим связано. Давайте разберем 2-3 примера и пойдем дальше.
“Религия против науки”
“Религия против науки”, в том смысле, что она препятствовала развитию науки, что она пыталась сдерживать развитие науки по той причине, что она хотела держать людей в незнании. Тут идет обвинение религии в некоем мракобесии, в какой-то темноте, в попытках подчинить людей непонятно, какому богословскому знанию, чтобы этими людьми управлять, получать с них деньги, какую-то выгоду и т.д. Но если мы рассмотрим этот вопрос в контексте истории, то мы увидим, что все самые грамотные люди средневековья были монахи и священнослужители. Только они были связанны со Священным писанием и поэтому были грамотные. И помимо того, что они изучали Священное писание, они также изучали окружающий мир, наблюдали за ним, и, собственно, священнослужители часто сочетали в себе и функцию ученого. Конечно, может быть, не в том полном смысле, который мы сейчас уже вкладываем в начале XXI века. Но они были исследователями, которые пытались разобраться, понять, как устроен мир. И среди многих имен известных богословов вы также можете встретить имена известных ученых. Я не буду сейчас вдаваться в перечисление этих имен, просто возьмите себе это на заметку и попытайтесь набрать какую-то информацию по этой теме. Почему я об этом говорю? Потому что это разрушает наш общепринятый штамп. Мы привыкли говорить: «религия мешала развитию науки». А мы смотрим на историю, и видим, что она не только не мешала, а что религиозные люди, священники, монахи, были первыми учеными. И даже среди современных ученых, и XXI, и XX, и XIX мы можем встретить массу верующих людей, для которых их собственная религиозность не была никаким препятствием для того, чтобы быть при этом прекрасными и объективными учеными.
«Наука против религии»
«Наука против религии» — очень известный штамп, что наука доказывает, что Бога нет, что религия бессмысленна, что это опять какой-то дурман, опиум для народа, возврат к средневековью и т.д. Опять же, если мы с вами просто беспристрастно посмотрим, что такое наука, каков предмет научного изучения, то мы увидим, что предмет научного изучения – окружающий мир. А Бог, смысл жизни, смысл бытия человеческого, не входит в предмет изучения науки. Это та область знаний, которую научное знание вообще не касается. Она не может рассмотреть эти моменты до конца, поскольку нет фактов, нет тех материалов, на основе которых можно сделать какие-то серьезные выводы. А с другой стороны, это в принципе не является предметом науки. Поэтому люди, которые приводят такой аргумент, опять же должны для себя понимать, что это псевдонаучные аргументы, к науке не имеющие никакого отношения. Наука занимается изучением окружающего нас мира, устанавливает какие-то закономерности, и опровергать религию, наличие Бога или его отсутствие, смысл жизни человека, она даже никогда не собиралась и не собирается, и не может ничего по этому поводу сказать.
“Мир произошел от инопланетян”
Есть еще такой штамп, к которому мы очень привыкли – «а откуда произошел мир?». Некоторые говорят, что мир произошел от инопланетян. Ничего лучшего им в голову не приходит, прилетели какие-то инопланетяне, зародили на земле жизнь, жизнь как-то развивалась, и в конечном итоге устроилась так, как мы сейчас видим. Но здесь часто люди не задают себе простого, лежащего на поверхности вопроса. А инопланетяне откуда возникли? Их создали другие инопланетяне? А тех инопланетян кто создал? Очень часто мы, как малые дети. Кстати, в детской психологии используется такой прием, когда ребенок задает какой-то сложный вопрос, ему предлагается некий вариант ответа, простой, понятный. Например, откуда берутся дети? Маленькому ребенку не объяснишь физиологию мужчины и женщины, как это происходит, да маленькому ребенку и не нужно об этом пока знать. Поэтому говорят: «Нашли в капусте». И ребенок вполне удовлетворяется этим ответом. В капусте, так в капусте, или аист принес. И при этом ребенку не приходит в голову осмыслить, а откуда ребенок в капусте взялся, или откуда ребенок взялся у аиста. То же самое с версией, что мир произошел от инопланетян. А сами инопланетяне, повторюсь еще раз, откуда возникли? То есть мы, задавая этот вопрос сами себе, неминуемо приходим к выводу, к которому в свое время пришел Аристотель, который жил за несколько веков до нашей эры. Он пришел к выводу, что должен быть некто, какой-то энергетический толчок или поток, должна быть некая сила, которая приводит этот мир в движение. То же самое относится к распространенной версии, что мир произошел от Большого взрыва, взорвалось, происходили сложные процессы, физика это объясняет каким-то образом, и создался наш мир, живая клетка, и мы из нее произошли путем эволюции. Но опять же люди здесь часто не задают себе простой вопрос. Для того, чтобы что-то взорвалось, должно быть что-то, что может взорваться, и тот, кто взрывает. Если ничего нет, его и нет, и оно взорваться не может. И тут мы видим лежащий на поверхности простой вопрос: а откуда взялось нечто, что взорвалось? И здесь мы неминуемо возвращаемся к Аристотелю с его идеей о том, что должен существовать некто, что-то, что дает этот первичный импульс. И здесь мы с вами, будучи даже атеистами или воинствующими безбожниками, можем найти для себя эту зацепочку, эту идею. Значит что-то должно существовать. В каком-то виде, в котором мы, может быть, не знаем, не понимаем, но должно существовать. Потому что без этого мы не можем рационально, научно в том числе объяснить происхождение, существование нашего с вами мира.
Для чего я привел эти примеры? Для того чтобы попытаться хоть в малой степени снять некую предубежденность в том, что Бога однозначно нет, никакой высшей силы не существует, без чего второй шаг выполнить не получится. И здесь мы с вами находим некую лазейку, которая позволяет нам раскрыть свой ум, свое сердце для того, чтобы получить новую информацию, зацепиться хотя бы за это, получить хотя бы условное признание, что, может быть, там что-то существует, и, может быть, вот эта сила способна мне помочь.
Я здесь заранее предвижу критику верующих людей, знакомых с православным богословием, которые могут мне сейчас возразить, сказать: «Батюшка, что вы здесь проповедуете перед всем честным народом о том, что человеку достаточно уверовать или хотя бы даже принять в какой-то степени некую высшую силу для того, чтобы получить исцеление от своей зависимости, греха, болезни?». И здесь я хочу сразу оговориться, что программа выздоровления не подразумевает глубокого богословского изучения теологических вопросов, догматов веры. И, может быть, для рядового верующего это и не нужно. Достаточно знаний каких-то основных положений православной веры, понимания, что такое Бог, что такое Христос, что такое спасение. Но для того человека, который только пришел в программу, пришел из воинствующего безбожия, человека, который погряз в различных грехах, запутался в своей жизни, потерял контроль над своей жизнью, для таких людей достаточно этой маленькой зацепки, которая уже на самом деле является большой духовной работой, духовным прогрессом для этого конкретного человека, поскольку он из абсолютного культивируемого эгоизма, из ничем непоколебимой предубежденности вдруг увидел для себя пока еще маленький, очень тоненький, но лучик света Высшей силы или Бога, который может эту жизнь изменить и преобразить.
И на этом этапе человеку пока не нужны другие знания. Важно просто признать, что есть Некто, кто сильнее меня, и кто может мне помочь. Это самое главное. Дальше, когда мы будем выполнять программу, будем следовать принципам этой программы, то все произойдет само собой без всяких усилий над собой. То есть если для нас откроется Бог, если мы будем выполнять нашу духовную программу, ее духовные принципы, то Бог перед нами раскроется. Как показывает практика, многие люди потом приходят в Церковь, начинают молиться, исповедоваться, причащаться, и в этом смысле, как священнослужитель, я достигаю поставленной цели. С одной стороны, человек получает освобождение от своей зависимости, начинает жить радостной, счастливой, свободной от греха и от своей зависимости жизнью. И это невозможно без полноценного прихода к Церкви, к Богу, к Иисусу Христу. И для нас это самое важное, поскольку мы в нашем сообществе ставим цель не просто избавиться от зависимости, а именно обрести полноценную, счастливую, радостную, свободную жизнь, которая без Бога, конечно же, невозможна.
Я сделал достаточно большое отступление, давайте вернемся к тому, о чем мы с вами говорили. Мы делали классификацию верующих, говорили об атеистах, воинствующих безбожниках и наметили такой путь, что если мы хорошо задумаемся над этим вопросом, то мы неминуемо должны прийти к тому моменту, что должно существовать нечто или некто, что является высшей силой или Богом, который способен нам с вами помочь. Именно эта задача стоит сейчас перед нами, не заниматься сложными богословскими вопросами, а получить избавление от своей зависимости.
Как быть агностикам?
Теперь давайте перейдем к агностикам. Как я уже упомянул, агностики – это люди, которые, с одной стороны, не отрицают, что существует духовный мир, Бог, иные потусторонние явления, субстанции, но не придают этому большого значения. Для этих людей, я думаю, будет проще признать, что некая Высшая сила существует, и на первых этапах опять же будет достаточно признать, что она есть, и Она может нам с вами помочь. Каким образом Она нам с вами будет помогать, мы еще поговорим отдельно.
Что такое вера?
Несколько слов хочется сказать о том, что такое вера. Очень часто можно услышать, что вера – это удел неграмотных людей, необразованных, невежественных, которые не хотят заниматься наукой, разбираться, поэтому они во что-то верят. Поэтому для человека прогрессивного, знающего вся эта вера не нужна, это все лишнее. Давайте попытаемся разобраться, что такое вера, взглянем на этот вопрос глубже, может быть, с другой стороны. И если мы посмотрим на то, что такое вера, то мы увидим, что верой пронизана вся наша с вами жизнь. Например, с утра встаем с постели, потому что верим, что мы сможем прожить предстоящий день, что мы сможем встать, умыться, позавтракать, пойти на свою работу или выполнять свои обязанности и задания, потом вернемся домой, позанимаемся домашними делами, опять ляжем, чтобы отдыхать и проснуться к новому дню, и вот так жить изо дня в день. То есть мы верим, что наша с вами жизнь будет продолжаться. Хотя если мы попытаемся более детально посмотреть на этот вопрос, то мы увидим, что мы не знаем, что с нами будет через одну минуту. И мы видим, что даже в последнее время произошли различные катаклизмы, например, в Греции, то пожар, где погибла масса людей, то наводнение, то землетрясения. И эти явления происходят по всему миру, то в одной точке, то в другой. Может случиться, что кто-то из нашего окружения внезапно умирает, кто-то женится, кто-то разводится. Происходит масса моментов, которые очень сильно влияют на нашу жизнь и могут перевернуть ее в мгновение ока. То может случиться какой-то катаклизм, который может прервать нашу жизнь, то может измениться отношение других людей к нам, которые могут существенно изменить нашу жизнь. То есть мы не знаем, что с нами будет в ближайшие несколько минут, будем ли мы живы, сможем ли мы жить той же самой жизнью или нет. Но мы живем верой, мы верим, что будем жить долго, что будем жить счастливо, что люди, которые окружают нас, тоже будут здоровы, благополучны и т.д. То есть вся наша жизнь пронизана верой. Когда крестьянин сажает пшеницу, он верит, что будет хороший урожай, хотя совершенно необязательно, что это зерно, которое упало в землю, даст хороший урожай. Ведь мы же не уверены до конца, может быть наводнение, может быть засуха, могут быть пожары, могут быть морозы, многое может быть. И даже если это семя даст хороший плод, может быть, он погибнет в результате каких-то катаклизмов. Но крестьянин верит, что будет урожай, и именно поэтому он что-то делает. И если мы посмотрим, эта вера пронизывает жизнь и каждого отдельно взятого человека, и человечества в целом. И вера и дает тот самый изначальный импульс, который помогает людям двигаться вперед.
У одного известного средневекового философа Блаженного Августина есть такое философское изречение: «Верую, чтобы понимать». Очень часто, когда я привожу это изречение Блаженного Августина, люди задумываются на несколько минут и даже не могут до конца понять, как это верую, чтобы понимать. А если мы вдумаемся в эти слова, то действительно для того, чтобы что-либо понять, узнать, мы должны поверить, что в том предмете, в котором мы сейчас разбираемся, что-то есть. Именно через веру мы начинаем более пристальное изучение какого-то явления или факта. И сначала поверив в это, мы потом разбираемся как все устроено, открываем какие-то закономерности, одним словом, нам открывается смысл этого факта или явления. Поэтому без веры развитие человечества и каждой отдельной человеческой личности невозможно. Почему я уделяю этому столько внимания? Потому что именно через эту веру нам открывается возможность выздоровления, потому что, просто поверив, хотя бы на первых этапах допустив, что есть некая высшая сила, которая может нам помочь, мы открываем для себя окно в некую иную реальность, в которой нам предстоит еще разобраться. И, конечно, изучение этой новой реальности происходит опытным путем, потому что, с одной стороны, мы имеем науку как изучение окружающего нас мира, который познается через открытие каких-то закономерностей, эти закономерности подтверждаются опытом, где каждый может повторить этот опыт и получить тот же самый результат, который получил первооткрыватель этой закономерности. Точно так же познается и духовная наука. Это не просто слепая вера, я должен поверить, а во что поверить… Вера с закрытыми глазами, лишь бы во что-то поверить. Нет! Мы должны с вами для начала поверить, чтобы открыть путь в другую реальность, которая пока для нас закрыта. Чем? Нашими эгоизмом, гордыней, предубежденностью. А дальше, когда мы открыли вход в эту новую реальность, нам предстоит ставить духовный опыт, открывать некие духовные закономерности, на основании которых наша вера приобретет уже осмысленный характер. И тогда действительно по слову Блаженного Августина мы с вами откроем, что я верю для того, чтобы понимать. Вера открывает мне возможность для понимания новой реальности.
Если я разочаровался в Боге…?
Теперь давайте поговорим о третьей категории людей по их отношению к Богу или к высшей силе, о людях, которые когда-то имели веру, которая, может быть, была им привита в их семье, когда они были еще маленькими, но потом они ее потеряли по каким-либо причинам, для нас сейчас неважно, почему они ее потеряли. Но в душе какая-то вера в некую высшую силу, в Бога у них оставалась. И когда они столкнулись со своей зависимостью, которая начала разрушать их жизнь, и они увидели, что они не могут с ней справиться, и они стали обращаться к Богу, просить у него помощи, они увидели для себя, что Бог им не помогал, по крайней мере, они так думали, что они обращались к Богу, просили, а он им не помогал. Даже, бывает, можно выделить в отдельную группу людей, которые верили в Бога, но озлобились на Бога в результате того, что они обращались к Богу, а Он, по их мнению, им не помог. И у них произошла трансформация их веры в ожесточение на Бога, они считают, что Бог их бросил, Бог их оставил, Бог отвернулся от них, Бог их не слышит. И у них внутри формируется жесткая агрессия по отношению к Богу, обида. Что можно сказать относительно этой категории людей? Если мы посмотрим, как Бог описывается в программе 12-ти шагов, как он понимается в христианстве, то мы увидим, что Бог есть любовь. Но любящий Бог – это не некое доброе существо, которое только ходит и гладит всех по головке, раздает конфеты всем, кто просит, кому конфетки, кому пирожные, кому машины, кому квартиры, кому исцеление от зависимостей и т.д. Бог есть любовь в высшем смысле. Это означает, что Бог хочет нас привести к вечной жизни, Он хочет привести нас к такому состоянию, чтобы мы могли пребывать в Царствии Небесном. Это главная задача, которую Бог ставит перед собой относительно нас с вами, людей, которые населяют эту планету. Почему я об этом говорю от лица Бога, какая у Него программа? Мы не знаем, что Бог действительно хочет, мы не можем этого знать, потому что Бог – наш Создатель, Творец этого мира, и познание Его во всей полноте невозможно. Но мы имеем откровения свыше, данные нам через пророков, данные нам через священное писание от Господа Иисуса Христа, из которого мы узнаем главную идею, что Бог задумал о своих созданиях, то есть о людях, о нас с вами. И именно поэтому на основании этих знаний я говорю, что Бог хочет, чтобы мы с вами спаслись от наших грехов, страстей, потому что именно они разрушают нашу с вами жизнь.
Но у людей, которые не знакомы с богословием, понимание Бога носит другой характер. Люди очень часто понимают, что им хорошо нужно устроиться в этой жизни, иметь достаток, иметь благополучие во всех его смыслах, здоровье, счастливую семейную жизнь, и духовное, как они понимают, развитие, то есть жить человеческой жизнью во всей ее полноте, но именно материальной жизни человека. И забывают о том, что главное, что мешает счастливой жизни человека – это наши с вами грехи. Например, если мы с вами завидуем кому-то или злимся, или тщеславимся, или у нас появляются какие-то зависимости, которые начинают нами управлять, то, конечно, все эти грехи, каждый из нас по опыту знает, начинают нам мешать. Почему? Потому что они приводит к столкновению с другими людьми, у нас возникают какие-то конфликты, какие-то ссоры, какая-то неудовлетворенность нашей жизнью, и то счастье, к которому мы с вами стремимся, куда-то улетучивается и улетает.
Но мы этого не замечаем, нам кажется, что надо быть лучше, надо быть добрее, надо быть терпимее. Но самое главное – то материальное, что является самым главным, основой, фундаментом счастливой, радостной жизни человека, то есть приобретение материальных благ и т. д. Но на самом деле дело обстоит совсем наоборот. Если внутри нас мир, тишина, покой, радость, именно в нашей душе, если нашу душу не разрывают греховные страсти, то именно вместе с этим в нашу душу приходит и радость, и мир, и покой, и тишина, и счастье. А внешние, окружающие, уже сопутствующие нам материальные вещи могут быть, могут не быть, могут быть в большом изобилии, могут быть в меньшем, но они не являются тем ключевым пунктом, который делает нас счастливым или несчастным. Поэтому очень важно понять, что Бог смотрит на внутреннюю часть нашей жизни, которая порой сокрыта от взглядов других людей. Ведь мы друг перед другом пытаемся выглядеть в немножко наигранной так скажем роли, мы друг перед другом пытаемся показать, что мы хорошие люди, что мы законопослушные граждане своей страны. Некоторые пытаются показывать, если они, например, играют преступников, что они не законопослушные. В любом случае каждый из нас играет какую-то свою роль. А то, что внутри нас, где-то сокрыто, и очень часто мы даже не хотим этого раскрыть перед самими собой. То есть мы это в глубину души заметаем, даже если видим какие-то проблемы, стараемся не обращать на это внимания. Но именно то, что находится в нашем сердце, то, что движет нами изнутри, это является самым главным. Почему я об этом говорю? Именно потому, что Бог смотрит на то, что находится в сердце человеческом. И он пытается нас привести к тому, чтобы мы осознали, увидели, что грех, страсти греховные, именно эти вещи разрушают нашу с вами жизнь, делают ее несчастной.
И часто через те же самые несчастья, проблемы, даже те же зависимости, наркоманию, алкоголизм, игроманию Бог нас приводит к исцелению, не просто к внешнему исцелению, когда мы помолились Богу, попросили у него: «Господи, помоги нам решить проблему», и вдруг он решил. Нет. Бог хочет, чтобы мы именно увидели, почему мы с вами так поступаем, почему мы с вами имеем эту зависимость, почему вокруг нас происходит несчастье. Именно потому, что внутри мы с вами наполнены чернотой, злобой, гордыней, эгоизмом, предубежденностью, завистью и т. д. Если каждый хорошенько задумается над этим, то все это в себе в какой-то степени, в какой-то мере, не у всех это одинаково, каждый это увидит. Поэтому Бог не является исполнителем наших прихотей, как Дед Мороз или Санта-Клаус. Мы его попросили, он нам игрушечку какую-то принес. Он решил вашу проблему. Нет! Бог заботится об исцеление нашей жизни в целом. И поэтому у многих людей может сложиться такое внутреннее ощущение, что Бог их оставил, что Бог их бросил, именно на том основании, что Бог не выполнял какие-то их пожелания.
Хотя опять же, если задуматься поглубже и вспомнить, то мы увидим, что когда мы обращались Богу, Бог нам помогал, он посылал каких-то людей, которые предлагали нам помощь, он давал нам какие-то обстоятельства, мы находили информацию в интернете или в каких-то книгах, где подсказывался выход. Но мы это все отвергали с порога, потому что в нас действует эгоизм, в нас действуют предубежденности, мы же лучше всех знаем. «Бог, либо ты мне даешь выздоровления здесь и сейчас, чтобы я просто освободился от своей зависимости, а дальше я буду жить как хочу, движимый своим эгоизмом. А если Ты мне не даешь, так я на Тебя затаю тогда обиду, я буду Тебя считать злым палачом, который видит меня как нераскаявшегося лютого грешника и только ждет, как бы наказать меня. Это понимание, эти обиды на Бога рождаются от нашего с вами эгоизма, гордыни и предубежденности. Какой мы здесь с вами можем найти выход? Просто поверить в то, что есть некая Высшая сила, Бог, который может нам помочь.
Возвращение здравомыслия
А дальше мы должны начать исполнять принципы программы. Какие принципы? Когда мы выполнили первый шаг, мы выполнили первый духовный принцип, мы заняли позицию смирения. Мы смирились. Когда мы выполняем второй шаг и признаем, что только высшая сила или Бог может нам помочь, мы опять же еще более углубляем наше смирение, мы работаем над нашим эгоизмом, мы говорим: «Да, хорошо, может быть, я сейчас не в состоянии от него полностью отказаться, но хотя бы я просто теоретически допускаю, что на том месте Бога, куда я поставил себя, я оттуда ухожу, и это место занимает эта Высшая сила, которая может мне помочь». Это уже очень большой духовный прогресс для нас с вами. И опять же это углубление смирения, это снятия наших предубеждений в том, что мы все знаем, мы все понимаем, и не нужно нас здесь учить и поучать.
А дальше мы должны начать жить в соответствии с тем положением, что есть некая Высшая сила. Что это означает? Это означает, что мы можем к ней обратиться, мы можем ее попросить нам помочь, но уже не из состояния требователя, «ты мне либо помогай, либо делай, что я тебя прошу, либо мне такая помощь не нужна». Нет. Мы уже с вами заняли правильно духовное положение, а именно положение смирения, мы увидели, что мы не можем ничего сделать сами. И если мы это делаем, я могу сказать и на своем опыте, и многие верующие люди, которые пришли в программу 12-ти шагов, может быть, не имея какой-то глубокой веры, что если мы действительно обращаемся к Богу или Высшей силе, мы просим его нам помочь, то мы видим, как Бог начинает действовать в нашей жизни.
Я не просто сейчас говорю об этом теоретически, а действительно мы видим, как Бог действует в нашей жизни. Когда мы обращаемся к Нему с какой-либо проблемой, со своей бедой, в нашу душу приходит мир, тишина, покой, как те страсти, которые бушуют вокруг нас, какие-то жизненные обстоятельства, которые кажутся сейчас неразрешимыми, когда кажется, что выхода нет, что делать непонятно, столько моментов, в которых никто не может разобраться, мы обращаемся к Богу, и тогда к нам приходит это понимание. Как оно приходит? Оно может приходить через то, что мы просто внутренне, в нашей душе приходим к миру и тишине, и мы можем трезво взглянуть на то, что происходит вокруг нас. Оказывается, что до этого момента, до того, как мы обратились к Богу, у нас не было здравомыслия, мы были в пучине наших греховных страстей, которые нас рвали на кусочки, терзали, и мы просто не могли найти никакой опоры для того, чтобы понять, разобраться, что же происходит в нашей жизни. Но после молитвы, после обращения к Богу, к нам приходит эта тишина, и мы просто видим, а как же дело обстоит на самом деле, что от нас хотят наши близкие, что от нас хотят на нашей работе, мы наконец начинаем видеть, что действительно в нас происходит. И мы можем совершать правильные жизненные действия, которые расставляют в нашей жизни все по полочкам, и мы начинаем жить нормальной человеческой спокойной жизнью. Вот это и называется возвращение здравомыслия. Может быть, кому-то откроются какие-то моменты через книги, которые они будут читать, через Большую книгу анонимных алкоголиков, кто-то будет читать Священное писание, они там увидит какие-то моменты, которые подскажет, как нужно поступать.
Опять же, это не какая-то мистика, о которой можно часто услышать, какие-то явления, какие-то чудотворения. Нет, это могут быть совсем спокойные, обычные вещи и моменты, которые мы сейчас с вами просто даже не способны увидеть. Опять же почему? В результате нашего исключительного эгоизма, самомнения, гордыни и предубежденности. И только через обращение к Высшей силе, через утреннюю молитву, проснулись с утра, первым делом можно обратиться к Богу, сказать: «Господи, помоги мне прожить этот день, Господи, веди меня, покажи мне, что нужно делать, что не нужно делать». Если у нас какие-то сложные отношения с близкими, попросить: «Господи, вразуми меня, как мне поступить в этой сложной ситуации, как мне себя вести с моими близкими, с которыми сейчас сложные отношения, напряженные, вразуми меня». И мы увидим, что действительно Господь будет действовать в нашей жизни, и тогда наша вера будет укрепляться.
Кстати, определение веры мы находим в священном писании, об этом говорит апостол Павел: вера – это осуществление ожидаемого. Вера – это не просто некое абстрактное видение или признание, что Бог существует, есть некая Высшая сила. Нет! Вера – это есть действие осуществления ожидаемого. Если мы с вами будем делать эти простые шаги, о которых я сказал, обращаться к Богу утром, как только встаем с кровати, как только открываем глаза, днем, вечером, когда мы делаем некий анализ прожитого дня, можно же уделить буквально две минуты, просто посмотреть, а что сегодня было, были какие-то стычки, какие-то проблемы, какие-то неурядицы, попросить у Бога прощения, разума, силы разобраться в этих сложных ситуациях, которые, может быть, возникли в этом дне, попросить сил простить кого-то, на кого мы обиделись. И мы действительно увидим, что наша жизнь начнет меняться, преображаться. И это есть самое главное, потому что Бог познается не тем, что мы читаем какие-то большие, толстые богословские книги, а тем, что мы действительно обретаем свой личный духовный опыт, обращаясь к нашему Создателю и прося, чтобы Он действовал в нашей жизни. Но при этом мы сами должны занимать правильную духовную позицию, позицию именно смирения, отказа от эгоизма, от своеволия, стараясь выполнять волю Божью в нашей жизни, в текущих делах каждого дня.